Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Даже если вам кажется, что вы не знаете ответа, подумайте как следует» | Как сдавать экзамен по биологии в «Летово»

Биология — профильный экзамен, который сдают поступающие в 8-9 классы на направление «Естествознание». Егор Николаевич Веко, учитель биологии школы «Летово», рассказывает, что необходимо для успешной сдачи вступительного экзамена. Чтобы успешно сдать профильный экзамен по биологии, ученик должен прежде всего хорошо знать школьную программу — на письменном этапе вступительных экзаменов будет проверяться именно это. Мы не даем задания олимпиадного уровня или уровня турниров, где встречаются заковыристые вопросы — нет, в экзамене вы встретите фактологические вопросы по школьной программе. В экзамене будут привычные задания — с выбором варианта ответа, на сопоставление. Что это такое? Например, задание сопоставить орган человека с его функцией и выбрать из двух колонок то, что соответствует друг другу. Но на двух типах заданий я остановлюсь подробнее. Первый — это работа с текстом. Мы называем это задание приободряющим — с ним должен справиться любой, кто умеет внимательно читать текст. В

Биология — профильный экзамен, который сдают поступающие в 8-9 классы на направление «Естествознание». Егор Николаевич Веко, учитель биологии школы «Летово», рассказывает, что необходимо для успешной сдачи вступительного экзамена.

Фото из школьного архива: Егор Николаевич (справа) с учеником на занятии
Фото из школьного архива: Егор Николаевич (справа) с учеником на занятии

Чтобы успешно сдать профильный экзамен по биологии, ученик должен прежде всего хорошо знать школьную программу — на письменном этапе вступительных экзаменов будет проверяться именно это. Мы не даем задания олимпиадного уровня или уровня турниров, где встречаются заковыристые вопросы — нет, в экзамене вы встретите фактологические вопросы по школьной программе.

В экзамене будут привычные задания — с выбором варианта ответа, на сопоставление. Что это такое? Например, задание сопоставить орган человека с его функцией и выбрать из двух колонок то, что соответствует друг другу.

Но на двух типах заданий я остановлюсь подробнее.

Первый — это работа с текстом. Мы называем это задание приободряющим — с ним должен справиться любой, кто умеет внимательно читать текст. В прошлом году абитуриентам был предложен текст, в котором подробно рассказывалось о том, как на внешний вид растения влияет недостаток различных веществ в почве. После текста абитуриент видел четыре картинки с изображениями растений, и требовалось понять, недостаток какого вещества испытывает растение с вот таким внешним видом. Задание простое, но, к сожалению, многие абитуриенты ошибались в нем, из чего можно сделать вывод, что не все они внимательно читали текст. В этом году тоже будет такое задание — пожалуйста, читайте вдумчиво! Ответы содержатся в самом тексте, нужно только тщательно его изучить.

Второе обязательное задание — работа с табличными данными и графиками. Это метапредметный навык, которому в явном виде, увы, не учат в школе. Нет такой темы — «Анализ табличных данных». Но табличные данные встречаются везде — и в биологии, и в географии, и в обществознании. Мы попросим вас ответить на вопросы по таблице или по графику. Не нужно пугаться при виде большого количество цифр или линий — просто очень спокойно проанализируйте увиденное и дайте точные ответы на заданные вопросы. Чтобы увидеть подобные задания прошлых лет, посмотрите демоварианты прошлого года — если вы хорошо справляетесь с приведенными в них графиками и таблицами, у вас не будет проблем на экзамене.

В этом же задании по графикам и таблицам после каждого вопроса по данным будет и именно биологический вопрос. Пожалуйста, не оставляйте такие вопросы без внимания — даже если вам кажется, что вы не знаете ответа, подумайте как следует. В задании одного из прошлых лет были графики с данными о том, как влияет температура на развитие плесени. Изучив их, почти все абитуриенты правильно ответили: чем ниже температура, тем медленнее развивается плесень. Но на биологический вопрос — а точнее, не столько биологический, сколько бытовой, — ответили немногие. Вопрос звучал так: какие бы вы дали рекомендации для хранения продуктов питания? Исходя из графика напрашивался ответ — хранить их при низкой температуре, в холодильнике или в морозилке. Увы, не все смогли ответить верно.

Старайтесь отвечать на все вопросы. За неправильный ответ баллы не снимаются — они просто не ставятся. Кстати, когда в ответе на задание с плесенью один из абитуриентов написал, что, чтобы продукты не портились, их нужно быстро съедать, я поставил ему один балл — ведь интересный ход мысли мы тоже учитываем. Даже если вы не знаете правильного ответа наверняка и уверены в том, что ваш ответ неправильный — все равно напишите его. Вдруг попадете в цель?

Что касается собеседования, на которое мы приглашаем в том случае, если абитуриент приемлемо сдал письменный экзамен, там возможны разные варианты.

Если результаты письменного экзамена не самые высокие, мы еще раз пройдемся по заданиям, чтобы выяснить причины неправильных ответов. Если же балл достаточно высокий, мы просто поговорим на дополнительные темы, о том, чем абитуриент увлекается. Я часто спрашиваю про любимый раздел биологии, после чего мы можем побеседовать именно о нем. Но не стоит заучивать наизусть что-то про, например, сердце или микробиологию. Мы стараемся задавать не самые банальные вопросы, к ответам на которые не подготовишься заранее. Еще на собеседовании мы говорим о любимых книгах, смотрим, есть ли у ребенка биологическая эрудиция, выходят ли его знания за пределы школьной программы.

Говоря о подготовке к экзамену, я прежде всего хочу обратить внимание абитуриентов на иллюстрации в школьных учебниках. Изучайте их! Вот, например, изображение сердечно-сосудистой системы — на нем нужно уметь найти сердце, показать, где артерия, где вена. Не просто читайте текст, сопоставляйте прочитанное с изображением в учебнике. И так же внимательно смотрите на изображения в экзаменационных заданиях — чаще всего они подобраны таким образом, чтобы ответы на вопросы были в самой картинке.

Обязательно проверьте себя в тестах на платформе «Летово.Онлайн». Если вы увидите, что какая-то тема там дается вам с трудом — у вас есть время восполнить пробелы: открывайте учебник, изучайте эту тему. По моему опыту, такой самоподготовки достаточно, чтобы подтянуть знания.

Резюмируем: интерес к предмету, хорошее освоение школьной программы согласно своему классу, умение аналитически читать тексты заданий и тексты вообще, внимательная работа с графиками, таблицами, рисунками — этого хватит для сдачи профильного вступительного экзамена по биологии.

Но главное — не бойтесь! К нам часто поступают дети из далеких регионов, из не самых оснащенных оборудованием школ. Это не препятствие для поступления. Даже если у вас нет опыта работы с лабораторным оборудованием, с микроскопом, с пипетками, с растворами, с центрифугой и так далее — это никак не скажется на вашей успешности в экзамене. Мы всему научим вас в «Летово».

Напоминаем, вот здесь можно найти информацию об экзаменах по:
-
математике
-
русскому языку
-
английскому языку
-
литературе
-
обществознанию