Во второй половине прошлого века СССР стал более открытым внешнему миру: увеличился поток иностранных туристов, проводились иностранные показы мод и международные фестивали. Кроме того, и советские специалисты стали выезжать за рубеж.
Казалось бы, нормальная практика. Но, СССР стремилось из этого партнерства извлечь для себя прибыль, а именно, увеличить приток иностранных денег. Именно для этой цели в 1961 году и была открыта знаменитая сеть магазинов «Березка».
Магазин предлагал покупателям буквально все, о чем только мог мечтать гражданин СССР: от икры и джинсов до телевизоров и автомобилей. Вот только обычный человек ничего из этого приобрести в нем не мог — клиенты «Березки» расплачивались либо валютой, либо специальными чеками.
По опыту Торгсинов
Идея «Березки» не нова. Еще в конце 1920‑х годов Советский Союз решал проблему нехватки золото-валютных резервов с помощью магазинов всесоюзного общества по торговле с иностранцами на территории СССР — Торгсинов.
Двери тех магазинов были открыты исключительно для дипломатов и прочих людей, у которых водились золото и валюта. Но представителей элиты было мало, и уже через год правила поменялись. Теперь в Торгсин пускали граждан СССР и к оплате принимался золотой лом — различные украшения, декоративные изделия. Вскоре список пополнили серебро, бриллианты и платина, по-прежнему в ходу была и валюта.
В начале «особые» магазины пользовались большой популярностью. В стране, где разгорался товарный и продовольственный кризис, Торгсины оказались востребованными. Люди несли туда все, что только могли раздобыть из драгоценностей, и получали взамен необходимые товары — еду и одежду. Сеть Торгсинов за короткий срок накрыла всю страну. В 1933 году насчитывалось свыше полутора тысяч магазинов, они появились во всех более или менее крупных городах Советского Союза. Расширился и ассортимент: деликатесы и книги, путевки в санаторий и билеты в кино, ритуальные услуги и американские машины. За золото или валюту человек мог приобрести практически все, что хотел.
Постепенно Торгсины теряли высокий уровень и превращались в рядовые универмаги. Торгсины исчезли столь же стремительно, как и их появились. Уже в феврале 1936 года власти закрыли магазины по всему Союзу. Однако с главной задачей сеть справилась: за несколько лет Торгсины добыли свыше 287 миллионов рублей, что составляло около 150 миллионов американских долларов, а также немногим менее 99 тонн чистого золота.
Вторая попытка
Создавая «Березки», их решили разделить на два вида: валютные и сертификатные (с 1977 года — чековые).
Валютные «Березки» представляли собой эдакое государство в государстве. Товары могли приобрести только люди, которым по закону разрешалось иметь иностранные деньги, например, сотрудники посольств. Главной задачей таких «Березок» являлось зарабатывание валюты для государства. Учитывая контингент, изначально в магазинах продавали специфичные товары: икру, водку, различные сувениры. Кроме этого, там можно было приобрести еще драгоценности — золото и алмазы.
Влиятельные знакомства не могли помочь рядовому советскому гражданину что-то приобрести в «Березке» — торговлю строго контролировали правоохранительные органы, а наказание было слишком суровым, чтобы идти на риск.
Вторые магазины, где торговля осуществлялась по сертификатам, были нацелены на советских специалистов, работающих за рубежом. Изначально граждане Союза, работая в дружественных странах, получали зарплату обычными банкнотами и, конечно же, все их тратили на заморские товары. Чтобы перекрыть эту лазейку и заставить специалистов привозить заработанные деньги домой, Совет Министров СССР принял решение выдавать зарплату в виде сертификатов, оставляя в числе наличных небольшую сумму «суточных».
Приезжая домой, специалист не мог обменять сертификат на рубли. Но он мог его обналичить в виде товаров в «Березке».
Что продавали в «Березке»?
Иностранные туристы поражались высоким ценам в сети «Березка». Огромная наценка объяснялась дефицитностью.
Там продавалась добротная импортная техника, обувь, одежда. Фокус был в том, что товары для этих дорогих магазинов администрация закупала оптом на сезонных распродажах за рубежом, а реализовывался по полной цене и, естественно, поштучно.
Импортные товары люди могли выбрать только из специального каталога, и потом их переправляли в СССР. Но, если этот товар в той же Америке стоил 1 доллар, то в «Березке» он продавался уже за 15.
Также в магазине можно было приобрести и дефицитный советский товар. К примеру, автомобиль.
Но не только за джинсами, сигаретами, обувью и техникой шли советские люди в «Березку». Многих манила туда возможность купить хорошие книги. В те времена некоторые издания выпускались ограниченным тиражом, а некоторые просто невозможно было достать из-за невероятной популярности автора. Именно их и предлагали в валютном книжном магазине.
Синие томики Мандельштама, двухтомники Анны Ахматовой, романы Пастернака, стихи Марины Цветаевой — от такого богатства глаза любителей качественной литературы и поэзии разбегались.
Михаил Восленский в своей «Номенклатура: господствующий класс Советского Союза» напишет:
«В московской телефонной книге названы филиалы №1 и №2 магазина «Березка» №4 и помечено: «Население не обслуживается».
А кто же тогда?
Привилегированные.
Вы – привилегированный – и пришли в такой спецмагазин. Вахтер у входа смотрит на вас оценивающим взглядом: относитесь вы к «контингенту» или просто обнаглевший советский гражданин, которого надо одернуть, чтобы не садился не в свои сани? Если вы хорошо одеты, у вас солидный вид, заграничные вещи и вы на него не обращаете внимания, он вас пропустит. В противном случае он спросит, куда вы идете, и предложит выйти вон. И вы беззвучно выйдете, потому что знаете: иначе будут неприятности. Вам, советскому гражданину, указали ваше место».
Торговля по-черному
Не удивительно, что «Березка» способствовала образованию подпольного рынка чековых сертификатов. Советский гражданин мог обменять их у спекулянтов на рубли. Спекулянты в свою очередь торговали как сертификатами, так и товарами, приобретенными в магазинах за чеки. Помимо спекулянтов (которых советское государство очень не любило) можно было нарваться и на самых настоящих мошенников, которые при обмене старались подсунуть человеку «куклу» из поддельных рублей или сертификатов.
Пик криминальной деятельности пришелся на 1980‑е годы. Стоимость чека в то время варьировалась от трех до пяти рублей.
Все это переросло в полноценный черный рынок, который покрывали обе стороны. Обманутые граждане не шли в милицию, понимая, что за противозаконные действия им придется отвечать. Кроме этого, иногда в доле с преступниками были и стражи порядка. Соответственно, мошенники в этот период жизни затухающего советского государства чувствовали себя в безопасности.
Это интересно:
Название магазинов «Березки» было привязано к конкретной республике. «Березки» находились в РСФСР и Казахстане, в Украинской ССР сеть называлась «Каштан», а Белорусской ССР — «Ивушка». В Армянской ССР магазины окрестили «Голубь» (по-армянски «Агавни»), а в Грузинской — «Светлячок» («Цицинатела»). Появились «Березки» и в балтийских республиках. Однако их тоже переименовали на местный лад: «Альбатрос» и «Янтарь».
Закат «Березки»
Наступило время лозунгов «Перестройка и гласность». Развернулась компания борьбы с привилегиями и социальной несправедливостью, в результате чего в начале 1988 года Правительством СССР было объявлено об уничтожении схемы реализации товаров за чеки и ликвидации знаменитой сети элитных магазинов с романтичным названием «Березка».
Когда об этом стало известно гражданам, они потоком устремились в магазины, пока они еще работали. Около дверей возникли огромные очереди из желающих избавиться от добытых всеми правдами и неправдами чеков и обменять их хоть на какие-то товары.
Владельцы приватизированной «Березки» окончательно закрыли сеть только в середине 1990‑х годов — в новых рыночных условиях она оказалась убыточной.
-Как вы считаете, была ли “Берёзка” окном в другой мир?
-Возможно, у кого-тол опыт посещения “Берёзки?
Подписывайтесь и поставьте палец вверх, если было интересно!
Наш телеграм-канал Шагая по Москве.
До скорых встреч!