Найти в Дзене

Краснодарская утопия: почему в столице Кубани до сих пор нет метро?

2060 год. Классический для киберпанка фиолетовый цвет, летающие автомобили и «долгожданное» торжество технологий. Цветущий Юг России начал привлекать ещё больше туристов, так как больше не нужно часами стоять в кошмарных и выматывающих пробках. Учёные и урбанисты в своей деятельности настолько преисполнились, что устранили дорожные заторы даже в Краснодаре, построив такой долгожданный метрополитен. Подземка разгрузила движение в городе и позволила автомобилистам, наконец, дышать полной грудью, не боясь садиться за руль в час-пик. Всё это – далёкие мечты краснодарцев. Только совершенно не факт, что им суждено сбыться хоть где-то, кроме идеалистических текстов. Потому что, начиная от получения кубанской столицы статуса города-миллионника в 2018 году, начали ходить разговоры о необходимости строительства метро. Почему же тема «подземки» так активно муссируется именно в Краснодаре? Ведь есть большое количество миллионников без метро (Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск), и вез
Оглавление

«Есть несколько причин». Почему в Краснодаре до сих пор нет метро?

2060 год. Классический для киберпанка фиолетовый цвет, летающие автомобили и «долгожданное» торжество технологий. Цветущий Юг России начал привлекать ещё больше туристов, так как больше не нужно часами стоять в кошмарных и выматывающих пробках.

Учёные и урбанисты в своей деятельности настолько преисполнились, что устранили дорожные заторы даже в Краснодаре, построив такой долгожданный метрополитен. Подземка разгрузила движение в городе и позволила автомобилистам, наконец, дышать полной грудью, не боясь садиться за руль в час-пик.

Всё это – далёкие мечты краснодарцев. Только совершенно не факт, что им суждено сбыться хоть где-то, кроме идеалистических текстов. Потому что, начиная от получения кубанской столицы статуса города-миллионника в 2018 году, начали ходить разговоры о необходимости строительства метро.

Пробки в Краснодаре
Пробки в Краснодаре

Почему же тема «подземки» так активно муссируется именно в Краснодаре? Ведь есть большое количество миллионников без метро (Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск), и везде идут вялотекущие обсуждения. На Кубани же метро чуть ли не требуют, и причины этому, само собой, кроются специфичных проблемах города.

Несмотря на значительно меньшие размеры, пробки в Краснодаре действительно столичные. Решить проблему с заторами возможно лишь двумя способами – созданием эстакад или строительством метро. Если говорить о втором варианте, то существует несколько причин, которые в значительной степени осложняют реализацию амбициозного проекта.

Во-первых, тяжёлое геологическое расположение Краснодара. Город, несмотря на достаточно редкие землетрясения, расположен в сейсмически активной зоне, а неоднородная почва значительно усложняет и увеличивает стоимость возведения тоннелей и станций.

Второй момент, конечно же, финансовый. По самым скромным оценкам, реализация обойдётся властям почти в сто миллиардов рублей. При этом далеко не факт, что строительство метро окупится – всё дело в краснодарском пассажиропотоке. Чтобы окупить метрополитен, нужно ежесуточно перевозить более 100 тысяч человек, а подобным количеством нуждающихся в перевозке город пока что не может похвастаться.

-3

«Нет спроса», – отмечают эксперты, комментируя надежды на строительство. Заслуженный архитектор России Юрий Рысин заострил внимание именно на том, что метрополитена не будет в Краснодаре вплоть до того момента, пока в городе не появится необходимое количество потенциальных пассажиров.

– Куда мы людей повезём? С коллегами мы обсуждали – в новый северо-восточный район, который займёт 1,5 тыс. га. Вот когда он появится, когда появится потребитель этой услуги, тогда и будет смысл говорить о том, чтобы проложить трубу и пустить по ней лёгкий трамвай или метро, – рассказал Рысин.

Понимают это и власти города. Руководители ищут альтернативные пути для оптимизации транспортной системы: развивают сеть трамваев и троллейбусов, строят новые дороги и развязки, а также активно внедряют современные технологии в общественном транспорте. Однако нынешний мэр краевой столицы Евгений Наумов уверен, что о строительстве метро нельзя забывать. Оно всё ещё возможно, и маленькие шаги по направлению к историческому строительству делаются и сейчас.

«Ведутся проработки». Возможно ли строительство метро в Краснодаре?

Слухи о строительстве метро – уже давно не слухи. Информация постоянно обсуждается в высших эшелонах власти – губернатор Кубани и мэр Краснодара говорят о том, что проект первого в регионе метро уже имеется. Идёт проработка возможностей строительства с учётом всех вышеперечисленных факторов.

– Я очень этого хотел бы, чтобы метро было. Ведутся проработки. Скрывать не буду: крупная компания занимается. Мы передали ей все необходимые данные для этого. Это предпроектные проработки. Дальше будет искаться финансовая возможность, – заявил Евгений Наумов.

Даже больше, для некоторых жителей может стать удивлением, но строительство метро в Краснодаре уже ведётся. Или строительство проекта, очень похожего на метро.

-4

Речь идёт о подземном скоростном трамвае, который соединит ключевые районы города с аэропортом и поможет разгрузить транспортные магистрали. Его открытие намечено на 2026 год маршрут длиной 30 километров с 18 остановками вошел в новый единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования города.

Вице-мэр Краснодара Владимир Архипов пояснил, что развитие технологий позволяет строить такие инфраструктурные объекты даже в условиях сложных почв и плотной городской застройки. Подземный трамвай планируется построить на глубине до 20 метров, что делает проект вполне выполнимым.

Правда, нет сомнений, что вслед за подземным трамваем в Краснодаре появится полноценное метро. Вернее, его появление неизбежно. Возможно, в изменённом виде. Возможно, с огромным запозданием, но оно появится, потому что город растёт быстрее остальных миллионников.

Сколько человек здесь было в 2018? Ровно миллион? Спустя почти семь лет число жителей, по самым скромным подсчётам, перевалило за 1,5. Сколько тут было школ и детсадов всё в том же 2018? Явно меньше, чем необходимо (отсюда и 1-«Я» классы), зато в 2024 совершенно спокойно бьются рекорды по количеству открытых учебных заведений.

-5

Это лишь малая и вместе с тем не всегда заметная часть движения города вперёд. Огромное количество россиян едут на Юг в поиске лучшей жизни, получая звание заслуженного «понаеха» и фиксируя значительный прогресс некогда провинциального городка, что и подумать не мог об общероссийской славе.

Да что там, ещё недавно нельзя было представить трамвайную сетку, разросшуюся практически по всей карте, а теперь число маршрутов, курсирующих по краевой столице, даже подсчитать трудно. Поэтому чем стремительнее совершенствуется город, тем сильнее это приближает строительство метро, которое, повторимся, неизбежно появится. Ведь труд ради конкретной цели всегда окупается.

И никакого киберпанка, и никаких летающих машин для этого не нужно. Необходим лишь ясный план вместе с его пошаговым исполнением. И только такое отношение приведёт мегаполис к историческому строительству долгожданного и первого на Юге России метрополитена.