«Москва слезам не верит» — одна из тех кинолент, которые обретают успех, когда никто в него не верит. Выйдя в прокат, история Гоши и Катерины покорила сердца зрителей, и сегодня я расскажу вам, кто мог сыграть этих персонажей, каков был бюджет картины и некоторые другие интересные факты об одном из самых успешных фильмов времён СССР.
Написание сценария
Сценарий к фильму написал Валентин Черных. Он решил поучаствовать в конкурсе фильмов о Москве и за 19 дней написал работу, которую отправил для участия под названием «Дважды солгавшая».
Прочитав сценарий, Владимир Меньшов счёл его весьма посредственным. Единственное, что его действительно удивило и заставило взяться за проект, — это сюжетный ход с переносом на двадцать лет вперёд.
После этого режиссёр пообщался с молодым сценаристом о корректировке истории, но Черных категорически отказался что-либо менять и Меньшову пришлось заниматься правками самостоятельно.
Подбор актерского состава
Завершив доработку сценария, Меньшов перешёл к подбору актёрского состава. Сначала он прослушал тех актёров, которых навязывал ему худсовет, но никого из них в итоге в картину не пригласили. После Владимир прослушивал уже тех, кого он лично хотел видеть в киноленте.
Много времени ушло на подбор актёра на роль Гоши. На кастинг были приглашены Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, однако Меньшов никого из них не видел в роли слесаря и даже подумывал сам сыграть персонажа.
Впоследствии был приглашён Алексей Баталов, его Меньшов заметил в фильме «Дорогой мой человек». Баталов счёл сюжет фильма посредственным, однако всё же согласился на роль, которая впоследствии стала ассоциироваться с актёром.
На главную женскую роль Катерины Тихомировой Меньшов пригласил Светлану Крючкову, но та отказалась. Тогда режиссёр сделал ставку на Ирину Купченко, но и она отказалась, и режиссёр решил взять в картину свою жену Веру Алентову.
Корректировки внесённые худсоветом
Бюджет картины составил 550 000 советских рублей. Некоторые сцены снимались на настоящем заводе «Химволокно», на время когда приезжала съемочная группа, цех останавливался.
После выхода фильма в прокат, в один из премьерных дней, Меньшов лично приехал в досуговый центр завода, где показывали фильм.
Первоначальный вариант киноленты был на целый час длиннее итогового варианта. У худсовета было много претензий к фильму; например, они были против того, что персонаж Людмилы, которую сыграла Ирина Муравьёва, собиралась посетить аргентинское посольство с подругами, для которых она взяла приглашения. Сцена была переснята, и компания отправилась на фестиваль французского кино.
Худсовет запретил выставлять пьяницей члена сборной СССР по хоккею Сергея Гурина которого сыграл Александр Фатюшин. Сцена с его возвращением на дачу было полностью вырезана из фильма.
Возможно, «Москва слезам не верит» лишилась бы ещё некоторых сцен, но на защиту киноленты встал сам Леонид Брежнев. Он лично посмотрел фильм, и ему он очень понравился. А спорить с генсеком ЦК КПСС никакой худсовет не посмел.
Успех фильма на родине
В итоговый вариант фильма не верил ни один критик, побывавший на предварительных показах. Успех, который пришел к фильму, стал для них полной неожиданностью.
«Москва слезам не верит» стал вторым самым просматриваемым фильмом СССР, его посмотрели 84,4 миллиона зрителей; больше было только у фильма «Пираты XX века».
Успех и признание киноленты за рубежом
В начале 1980 года, после премьеры в СССР, более ста стран купили ленту для показа в своих кинотеатрах. Фильм имел огромный успех в Америке; зрителям США очень понравилась история сильной провинциальной женщины, которая приехала в столицу и всего добилась сама, реализовав своеобразную «американскую мечту».
Через год после мировой премьеры в 1981 году, «Москва слезам не верит» получила несколько номинаций на премию «Оскар». К сожалению, режиссёр не смог получить разрешение на выезд из страны на церемонию вручения, так как на него было написано два доноса от коллег, о которых он даже не знал.
Вместо него статуэтку получал атташе по вопросам культуры СССР, которого во время церемонии представили как «режиссёра Владимира Меньшова»; неизвестно, знали ли организаторы, что перед ними другой человек.
Лишь спустя 8 лет, во время перестройки, Владимир Меньшов смог забрать свой «Оскар» из музея Госкино.
В одном из интервью Валентин рассказал, что после успеха фильма в мировом прокате с ним связывались представители Голливуда. Они предлагали поработать над адаптацией сценария под американские реалии, но он заявил, что любые ремейки будут провальными в любой стране, кроме СССР.
Надеюсь, статья была интересной. Буду благодарен, если вы поддержите канал подпиской и лайком!