"Вообще, этот набор не модель ни разу, а так - игрушка", - написал мне читатель канала: "Вот, например, Т-90, или Т-80 - вполне приличные наборы. А этот - древность". А ещё мне посоветовали набор от "Трубача" (компания "Trumpeter"). Набор такой я нашёл. Как и второго его собрата от компании "Менг" ("Meng"). Цена, правда, вдвое выше, чем у "звездовского" набора. Наверное, детализация тоже лучше. Не знаю, пока не сравнивал. Цель в другом: завлечь свежих людей на светлую сторону моделизма. Каждый третий комментарий в пабликах - про недоступность моделей для широкого круга лиц. Вот этот самый набор, над которым я сейчас дышу, мне обошёлся в 1490 рублей. Доступно? Продолжаем?
Приветствую всех, кто прочитал дальше первого абзаца. Меня зовут Алексей, а вы читаете вторую публикацию из цикла "Виртуальный мастер-класс от Fon Kraft'a". Цель мероприятия - "Делай, как я" - вместе с читателями построить модель российского основного боевого танка Т-72. Каждый новый рассказ я буду начинать с повествования о сборке модели в масштабе 1/35, и акцентировать внимание на тех особенностях, которые могут упустить начинающие моделисты. Если замысел увенчается успехом, то через несколько дней у меня, и у моих последователей, на столе будет красоваться собранная (может даже окрашенная) модель легендарного танка современности. Попробуем?
Для тех, кто пожелает ознакомиться с обзором на выбранную модель от "Звезды" в масштабе 1/35, достаточно кликнуть на вот эти самые синие буквы. А когда прочитаете, кликнете по кнопке "Назад" и вернётесь в эту публикацию.
Пожалуй, самый нудный момент в сборке бронетехники - это обработка и склейка опорных катков. При условии, конечно, что у вашей модели не наборные гусеничные ленты. У Т-72 от "Звезды" - не наборные. Зато опорные катки - половинчатые. В смысле, с чётко-видимым следом от плоскости разъёма пресс-форм.
Тут возможны два варианта решения проблемы: отскоблить этот буртик лезвием ножа, как если бы чистили молодую морковь, или картофель. Я предпочитаю пользоваться плоским надфилем, хотя, тут без сноровки можно каток превратить в многогранник. Но если не усердствовать с нажимом, и поверхностью надфиля скользить по образующей (цилиндрическая поверхность) катка, то получается вполне ровный вариант обработки. Ну, а если кто решит проигнорировать этот дефект - дело хозяйское. Просто расскажу, что закрасить его не получится. Краска - она как плёнка: на какую поверхность "натянули", ту она и выделяет. Дефекты только сильнее проявятся. Так что, лучше удалить этот буртик - правдоподобнее получится.
Как видите: опорный каток не совсем прост и имеет наружный резиновый бандаж. Если будете окрашивать модель - этот аспект стоит учитывать. Да и смотрится модель с чёрными бандажами куда выигрышнее, чем монотонно-зелёный собрат. И ешё, на что следует обратить внимание - торцовые крышки подшипниковых узлов (выпуклые штуки в центре катка с шестью болтами): болты крепления крышки находятся напротив спиц диска. Мелочь, конечно, но весь масштабный моделизм - одна сплошная мелочь.
Согласно инструкции по сборке модели, опорные катки (как и приводные звёздочки, и натяжные колёса) следует собрать из двух частей, затем насадить на оси, и закрыть центральными крышками. Я так не делаю: я собираю полностью ходовую часть, вместе с крышками. Но не приклеиваю на оси - вначале их следует окрашивать. Если без покраски, тогда - да: убираем приводные звёздочки, а всё остальное клеим сразу и не заморачиваемся. Приводные звёздочки будем фиксировать в последний момент: когда начнём добавлять на модель гусеничные звенья.
А вот приводное колесо Т-72 у модели состоит из 3 частей. На фото выше видно, что направляющий диск приводного колеса набегает на гребни гусеничных звеньев своей тыльной стороной. Этот момент следует учитывать при сборке узла: перед склейкой деталей я обязательно прокатываю звёздочку по гусеничной ленте (прямой участок). Если сборка правильная, звёздочка прокатывается легко и не закусывает. Хуже, когда уже собранный привод "укладывается" на гусеничные гребни - тут придётся потренироваться, чтобы сделать всё по уму. Лучше проверить загодя.
Пожалуй, ещё стоит обратить внимание на устройство для самоокапывания танка. Считаю, что на модели Т-72Б в масштабе 1/35 производители допустили косяк косячный: если собирать всё по инструкции, то на нижней детали корпуса есть два отверстия, в которые следует вклеить траверсу с тягами механизма. Вот только длины тяг недостаточно и в этом случае они не соединяются с отвалом, который в походном положении закреплён на нижнем лобовом листе корпуса.
Тут придётся срезать шпеньки на траверсе (их всего два), и подвинуть траверсу с тягами на 1,5-2,0 мм вперёд, чтобы тяги вошли в пазы отвала. В этом случае восстанавливается кинематика устройства. Ну, а отверстия... зашпаклюйте их, если критично. Внизу их всё равно никто не увидит, а вот "лоб" корпуса и "дубль-пусто" от неприсоединённых тяг будет видно очень хорошо.
В общем, вот так мы и движемся с постройкой модели танка в масштабе 1/35. А можно "сделать" настоящий дизельный генератор для наших танкистов-ремонтников: они обратились с просьбой помочь им дизельным генератором.
Сбор уже идёт, и вы тоже можете внести посильную лепту: маленьких сумм не бывает - важен любой перевод.
Перевод можно сделать на карту:
2202 2036 8642 2249.
Получатель Алексей Витальевич Г.
То есть, я. Отчёт о собранных средствах будет.
Лично у меня на сборку опорно-ходовой части ушло около 2,5 часов чистого времени. Но я "сборочный зануда", работаю медленно, но основательно. Ну, и да: две транспортных бочки сюда тоже вошли. Просто об особенностях их сборки я расскажу в следующей публикации.
Если стало интересно: присоединяйтесь к виртуальному мастер-классу, подписавшись на канал. Это, кстати, совершенно бесплатно.
Ваш Fon Kraft, © 2025 год
Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, с недавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.