Мы часто слышим выражение "семь смертных грехов", но это не означает, что существует только семь самых тяжких действий человека. Список их гораздо шире, а число "семь" используется для условного разделения грехов на основные категории.
Церковь имеет восемь основных греховных страстей. Эти грехи называются смертными, потому что они приводят к тому, что душа человека отдаляется от Бога. Когда душа теряет связь с Творцом, она становится мёртвой и не может испытывать духовную радость ни в земной жизни, ни после смерти.
Преподобный Феофан Затворник рассуждает о различии между тяжким грехом и менее серьёзным. Он пишет:
"Смертный грех — это тот, который лишает человека его нравственной жизни, основанной на христианских принципах."
Если мы понимаем, что такое нравственная жизнь, то определить смертный грех несложно.
Христианская жизнь — это стремление и способность поддерживать связь с Богом через соблюдение Его священных законов. Поэтому любой грех, который ослабляет это стремление, лишает силы и отдаляет от Бога, отнимая Его благодать. Человек после такого греха чувствует себя отделённым от Бога и не может больше обратиться к Нему. Такой грех считается смертным.
Этот грех лишает человека благодати, полученной при крещении, и отдаёт его во власть суда. И всё это происходит в момент совершения греха, хотя внешне это может быть незаметно.
Такие грехи меняют направление деятельности человека, его состояние и сердце, создавая как бы новый источник в его нравственной жизни. Поэтому некоторые считают, что смертный грех — это тот, который изменяет центр деятельности ДУШИ человека».
Одной из таких пагубных черт характера является корыстолюбие, или алчность.
«Корысть — это ненасытное желание обладать или накапливать вещи, которые кажутся нам полезными, лишь бы сказать: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его составляющими, поля, слуги, а главное — деньги, ведь с их помощью можно получить всё», — так говорил святитель Феофан Затворник.
Корыстолюбие — это качество личности, которое можно описать как чрезмерную жажду приобретения, накопления и получения любой выгоды, будь то материальной, моральной или общественной.
Иногда люди думают, что этот духовный недуг присущ только богатым, стремящимся приумножить своё богатство. Однако это не так. Страсть к обогащению может охватывать как людей среднего достатка, так и малоимущих, и даже тех, кто испытывает нужду. Ведь суть этой страсти заключается не в обладании вещами и материальными благами, а в болезненном и непреодолимом желании ими обладать.
Люди с развитой чертой корыстолюбия стремятся удовлетворить свои желания, не задумываясь о нуждах окружающих. У них исчезают дружеские и близкие связи, а других людей они рассматривают лишь с точки зрения возможности их использования — если не для прямого обогащения, то для создания репутации или карьеры.
"..Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям; равным образом уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести.." (свт. Иоанн Златоуст).
В этом вопросе социальная сторона заключается в неспособности устанавливать значимые отношения с окружающими, когда люди воспринимаются лишь как средство достижения собственных целей.
Корыстолюбие — это черта личности, способная затуманить разум и низвести человека до уровня животных инстинктов, когда главной целью становится материальное благополучие для выживания. Это ловушка, ведь чем больше материальной выгоды человек стремится извлечь из ситуации, тем больше он теряет духовность и счастье, не замечая истинной причины своих бед.
Во многих религиях корыстолюбие считается одним из самых серьезных грехов, который может привести к другим грехам. В церковных текстах корыстолюбие также называют сребролюбием и алчностью.
В Священных Писаниях и проповедях духовенства корыстолюбие занимает особое место, поскольку именно стремление к материальному все больше отдаляет человека от духовного. В христианской традиции считается, что изначальное желание человека обогатиться, его стремление получить выгоду любыми способами, не считаясь с другими, может привести к тому, что душа отвернётся от церкви и от Бога.
Согласно некоторым текстам Священного Писания, именно любовь к деньгам и другим материальным благам становится источником других грехов.
"Корыстолюбие есть тление – и такое тление, которое ужаснее всех видов тления: оно ведет к идолослужению" (свт. Иоанн Златоуст)
Святые отцы выделяют несколько проявлений этого явления, включая алчность, взяточничество, жадность и другие, которые представляют собой различные пути достижения выгоды.
Стремление к личной выгоде может привести к другим грехам, поскольку это свойство характера, которое зарождается внутри человека и влияет на его душу и жизнь в целом. Это злые мысли, которые становятся причиной негативных поступков. В одних случаях это может быть связано с установлением налогов и податей, вымоганием подарков и манипуляциями для достижения своих целей. В других случаях возможны обман и предательство.
"...Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему, и родному, не стыдясь самой природы" (свт. Иоанн Златоуст)
Первоначальная зависть к другим и желание обладать благами могут привести к воровству и желанию зла другим людям. В крайних случаях это может привести к нарушению всех заповедей, когда люди соблазняют чужих жён ради выгоды и убивают ради вознаграждения.
Чем сильнее человек допускает в свою душу негативные мысли и корыстолюбие, тем больше разрушается его жизнь и тем дальше он отходит от Бога.
"..Когда мы, имея повеление давать другим свое собственное, похищаем чужое, то какая остается нам надежда спасения? "(свт. Иоанн Златоуст).
Для преодоления греха многие рекомендуют избегать соблазнов. Легче не хотеть материальных вещей, находясь в горах или в глуши, чем в большом городе, где всё вокруг создано для того, чтобы человек покупал и желал как можно больше.
Однако это временное решение. Святые отцы говорят о необходимости учиться смирению и выделять главные, духовные ценности, даже находясь среди соблазнов внешнего мира.
"Те, кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, проявляют гордость, невежество и склонность к спорам и словопрениям. Это приводит к зависти, раздорам, злословию и лукавым подозрениям.
Пустые споры между людьми, чей разум повреждён и кто далёк от истины, могут привести к заблуждению. Они считают, что благочестие — это способ обогащения.
Избегайте таких людей. Великое благо — быть благочестивым и довольным. Ведь мы ничего не принесли в этот мир и ничего не можем из него взять.
Имея пищу и одежду, будьте удовлетворены. Те, кто стремится к богатству, попадают в искушение, сети и многие безрассудные и вредные желания, которые приводят к несчастью и гибели. Ведь корень всех зол — это сребролюбие. Некоторые, поддавшись ему, отступили от веры и навлекли на себя множество страданий.
Ты, человек Божий, избегай этого и стремись к правде, благочестию, вере, любви, терпению и кротости.
Подвизайся в вере, стремись к вечной жизни, к которой ты призван и которую ты исповедал перед многими свидетелями.
Перед Богом, который всё оживляет, и перед Иисусом Христом, который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом, я завещаю тебе соблюдать заповеди в чистоте и без упрёка, пока не придёт Господь наш Иисус Христос, который явится в своё время. Это сделает блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, который не имеет смерти, но живёт в неприступном свете, которого никто из людей не видел и не может увидеть. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Увещевай богатых в этом мире не превозноситься и не полагаться на ненадёжное богатство, но на живого Бога, который даёт нам всё в изобилии для наслаждения.
Пусть они творят добро, богатеют добрыми делами, будут щедрыми и общительными, собирая себе сокровище, которое станет надёжным основанием для будущей жизни и поможет достичь вечной жизни." (1 Тимофею 6:3-19).
Молитва о сребролюбивом и жадном св. Иоанна Кронштадтского
" Неиссякаемое сокровище и бесконечное богатство, даруй рабу Твоему, созданному по Твоему образу и подобию, познать истинную ценность богатства, и осознать, что все земное — это суета, иллюзия и сон, и только Ты, Господи — истинное богатство, покой и радость наша. Аминь."
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, стараюсь ради Бога и вас.
Оставляйте комментарии и поставьте лайк, чтобы канал мог развиваться.
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.
Благодарю.