В Советском Союзе автомобиль был не просто средством передвижения, а символом статуса, мечтой многих граждан и предметом гордости. Однако процесс приобретения машины в СССР кардинально отличался от современного. Это была сложная, многоступенчатая процедура, которая могла затянуться на годы. В этой статье мы рассмотрим, как происходила продажа автомобилей в СССР, какие трудности возникали у покупателей и какую роль играли «блат» и черный рынок. В СССР автомобильная промышленность работала в условиях плановой экономики. Производство машин строго регулировалось государством, а их распределение происходило через систему государственной торговли. Основными производителями легковых автомобилей были заводы, такие как ВАЗ (выпускавший «Жигули»), ГАЗ («Волга»), АЗЛК («Москвич») и ЗАЗ («Запорожец»). Однако объемы производства не удовлетворяли спрос, что приводило к хроническому дефициту. Автомобили не продавались свободно в магазинах, как сегодня. Чтобы купить машину, нужно было встать