Найти в Дзене
Уютная Рассуждальня

Вокальная алхимия: как «распевка» превращает голос в золото!

Я – вокалист-самоучка и раньше совершенно не понимал, зачем нужна «распевка» для вокала. Мне казалось, что всё просто: либо ты умеешь петь, либо нет. Дали микрофон и музыку – кричи во все горло, и всё будет звучать так, как у тебя в голове. Но совсем недавно я начал записывать каверы для своей музыкальной группы в Телеграм, а также свои собственные песни. Так как у меня нет бюджета на профессиональные студии для записи и сведения, мне пришлось научиться делать всё самостоятельно. И только когда я начал работать над своим голосом, сочетая его с музыкой, я наконец осознал, насколько важна «распевка». Все те непредсказуемые дрожания голоса, срывы нот, ошибки в интонировании и постоянное ощущение дискомфорта в горле – это всё следствие неправильной «распевки» или её отсутствия. «Распевка» – это первое, чему обучает хороший вокальный педагог. Она подобна разминке перед тренировкой. В голосовых связках находятся мышцы, известные как «мускулис вокалис», и их нужно разогреть перед основной вок
Оглавление

Для чего нужна «распевка»?

Я – вокалист-самоучка и раньше совершенно не понимал, зачем нужна «распевка» для вокала. Мне казалось, что всё просто: либо ты умеешь петь, либо нет. Дали микрофон и музыку – кричи во все горло, и всё будет звучать так, как у тебя в голове. Но совсем недавно я начал записывать каверы для своей музыкальной группы в Телеграм, а также свои собственные песни. Так как у меня нет бюджета на профессиональные студии для записи и сведения, мне пришлось научиться делать всё самостоятельно.

-2

И только когда я начал работать над своим голосом, сочетая его с музыкой, я наконец осознал, насколько важна «распевка». Все те непредсказуемые дрожания голоса, срывы нот, ошибки в интонировании и постоянное ощущение дискомфорта в горле – это всё следствие неправильной «распевки» или её отсутствия.

«Распевка» – это первое, чему обучает хороший вокальный педагог. Она подобна разминке перед тренировкой. В голосовых связках находятся мышцы, известные как «мускулис вокалис», и их нужно разогреть перед основной вокальной работой.

Давайте разберёмся во всех этих нюансах подробнее!

Как получается звук в процессе пения?

-3

Во время пения воздух, выдыхаемый из легких, формирует плотный и контролируемый поток, который приводит в движение голосовые связки (истинные голосовые связки). Высота голоса определяется длиной и натяжением этих связок: чем сильнее натянуты связки, тем выше звучит голос.

Кроме основных голосовых связок существуют также ложные голосовые связки, или вестибулярные складки. Это парные структуры, расположенные в гортани над истинными голосовыми связками. В отличие от истинных, они не участвуют в обычной речи, но играют важную роль в создании экстремальных вокальных эффектов, таких как "гроулинг", "скриминг" и гортанное пение.

Основная функция ложных голосовых связок в человеческом организме — защищать дыхательные пути, когда мы едим или пьем.

-4

На какие категории разделяются голоса в вокале?

Строение голосового аппарата влияет на тип певческого голоса, их обычно выделяют в 7 категорий:

  • Сопрано: высокий женский голос;
  • Меццо-сопрано: женский голос со средним диапазоном;
  • Альт: женский голос со средним диапазоном;
  • Контральто: низкий женский голос;
  • Тенор: высокий мужской голос;
  • Баритон: средний мужской голос;
  • Бас: низкий мужской голос.

Голосовая связка – это часть мышц, которые могут вибрировать с высокой скоростью. Раз это мышца, значит ее можно натренировать!

Что нужно для хорошего вокала, по мимо практики и опыта?

На качество голоса влияют:

1.Общее физическое самочувствие

Если вы чувствуете себя плохо или у вас нет настроения петь, это отразится на результате. Лучше избегать пения и не нагружать голосовые связки, особенно во время болезни, особенно если она связана с горлом, так как это может ухудшить состояние и привести к осложнениям.

2. Осанка и «опора» голоса

-5

Для качественного извлечения звука необходим плотный и контролируемый поток воздуха из легких, который вокалисты называют «опорой». Когда голос «стоит на опоре», он звучит уверенно, звонко и округло, с насыщенным тембром. Чтобы научиться поддерживать «опору», нужно освоить работу диафрагмы – мышцы, разделяющей грудную и брюшную полости.

Диафрагма отвечает за расширение легких и наполнение их воздухом при вдохе. Хорошая осанка способствует эффективной работе диафрагмы и нормализует дыхание. Именно поэтому большинство профессиональных певцов выступает стоя. Следите за своей осанкой во время пения!

3. Эмоциональное состояние

-6

Музыка тесно связана с передачей эмоций. Профессиональные вокалисты, даже исполняя песни на незнакомом языке, обязательно изучают смысл текста, чтобы лучше передать эмоции и увлечь слушателя. Монотонное пение не вызывает интереса! Ваше настроение и эмоциональное состояние – это ключ к передаче чувств. Если вы в меланхоличном настроении, вряд ли сможете передать эмоции веселья и драйва в рок-композиции.

4. Готовность голосовых связок к извлечению звуков

-7

Готовность голосовых связок зависит от разминки или «распевки». Гласные «а», «э», «и», «о», «у» помогают развивать артикуляцию, расслаблять мышцы рта и активировать резонаторы, что делает голос более четким, выразительным и ярким. Если начать петь без предварительной разминки, голосовые связки могут надорваться, что приведет к охриплости, потере диапазона и даже голоса. «Распевка» помогает организму запомнить, как правильно попадать в ноты, дышать и произносить звуки. Регулярная «распевка» формирует привычку. Можно петь и без разогрева, но в сложных местах ваш вокал может стать непредсказуемым. Если вы разогреты, вам не нужно думать о том, как попасть в ноту — вы сосредоточитесь на смысле песни.

4.1 «Распевки» перед пением направлены на развитие разных частей голосового аппарата. Какие бывают упражнения?

-8

«Распевки» направлены на развитие различных частей голосового аппарата. Вот несколько типов упражнений:

  • На дыхание (активируется работа диафрагмы и легких). Результат – появляется опора для звука;
  • На дикцию (тренируются мышцы губ, языка и расслабляется нижняя челюсть). Результат – свободное пение с понятными и четкими словами;
  • На диапазон (вы учитесь сначала брать звуки из середины голоса, затем расширяете диапазон вверх и вниз). Результат – свобода в исполнении низких и высоких нот, возможность петь сложные вокальные произведения;
  • Для звонкости голоса (вы работаете над тем, чтобы сделать голос звонким на всем диапазоне, уделяя внимание резонаторам). Результат – легкое и свободное звучание при любом исполнении.

5. Чистота голосовых связок

-9

Голосовые связки представляют собой складки слизистой оболочки гортани. Иногда на них может образовываться слизь или мокрота, что мешает их нормальному смыканию и делает вокал снова непредсказуемым. Чтобы избавиться от мокроты:

  • Пейте больше жидкости, но не наполняйте живот до отказа, вода нужна для разжижения мокроты, а не чтобы утолить жажду – вода простая без газа;
  • Обеспечьте увлажнение воздуха. Сухой воздух может вызвать раздражение слизистых оболочек, что негативно сказывается на вокале;
  • Принимайте муколитики и отхаркивающие средства строго по назначению врача, если мокрота связана с болезнью, такой как ларингит или хронический тонзиллит;
  • Делайте «распевку» перед пением: вибрация голосовых связок помогает физически воздействовать на мокроту и уменьшить дискомфорт в горле.

Заключение

-10

Следуя всем вышеперечисленным рекомендациям, я значительно улучшил качество своего вокала и записи песен и каверов. Если вам интересна моя творческая деятельность, вот ссылки на мою группу в Телеграм и ВКонтакте.

Я не являюсь профессиональным вокалистом, но мои рассуждения основаны на личном опыте. Если я что-то упустил или у вас есть дополнительные мысли, буду рад ответить на ваши комментарии.

Спасибо что дочитали до конца! 😊