Объединённые Арабские Эмираты заключили контракт с компанией Thales Alenia Space на создание шлюзового модуля для лунной орбитальной станции Gateway. Соглашение было подписано 4 февраля 2025 года представителями Thales Alenia Space и Космического центра имени Мохаммеда бин Рашида (MBRSC). Финансовые детали сделки не разглашаются.
Шлюзовой модуль станет заключительным элементом станции Gateway, которая будет размещена на окололунной орбите и служить промежуточным пунктом для миссий программы «Артемида» на поверхность Луны. Модуль позволит астронавтам совершать выходы в открытый космос, а также размещать и забирать научное оборудование на внешней поверхности станции. Кроме того, он обеспечит дополнительный стыковочный порт для прибывающих кораблей.
«Этот элемент крайне важен для лунной станции Gateway, поскольку он разработан специально для обеспечения внекорабельной деятельности астронавтов», – отметил Эрве Дерре, генеральный директор Thales Alenia Space. Он также подчеркнул, что новый контракт ещё больше укрепляет лидирующие позиции компании в области космических транспортных систем, орбитальной инфраструктуры и исследования дальнего космоса.
Thales Alenia Space уже является крупным подрядчиком проекта Gateway. Компания участвует в создании жилого и логистического модуля HALO, производя его основную конструкцию для Northrop Grumman. Кроме того, Thales строит жилой модуль Lunar I-Hab – совместный проект Европейского космического агентства (ESA) и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), а также модуль ESPRIT для ESA, который обеспечит связь, дозаправку и возможность наблюдения через специальное окно.
ОАЭ достигли соглашения с NASA в январе 2024 года о поставке шлюзового модуля для Gateway в обмен на место для эмиратского астронавта в будущей миссии «Артемида» к станции. С тех пор MBRSC рассматривал предложения от американских и европейских компаний по производству модуля.
Запуск шлюзового модуля запланирован в миссии «Артемида-6» с использованием усовершенствованной ракеты-носителя Space Launch System Block 1B, способной нести дополнительную полезную нагрузку помимо космического корабля «Орион». Эта возможность будет использована для отправки модуля Lunar I-Hab в миссии «Артемида-4» и модуля ESPRIT в миссии «Артемида-5».
Точные сроки завершения работ над шлюзовым модулем не сообщаются. Thales Alenia Space заявила лишь о планах провести предварительные обзоры проекта в текущем году. Запуск миссии «Артемида-6» ожидается не ранее 2030 года.
Однако будущее программы «Артемида» и самой станции Gateway остаётся под вопросом. Ожидается, что новая администрация США пересмотрит и, возможно, изменит или даже отменит значительную часть архитектуры «Артемиды» с целью сокращения расходов или в рамках усилий по переориентации пилотируемых космических полётов на Марс. Многие в космическом сообществе ставят под сомнение необходимость Gateway, поскольку она не является обязательной для лунных посадок: миссия «Артемида-3» попытается совершить посадку без использования Gateway, при этом космический корабль «Орион» будет стыковаться непосредственно с лунным посадочным модулем Starship, а не со станцией.
Тем не менее, Марк Визе, руководитель программы Deep Space Logistics в NASA, отвечающей за транспортировку грузов к Gateway и обратно, заявил на конференции SpaceCom 29 января, что Gateway остаётся важным элементом для исследования Луны человеком. «Gateway даёт нам платформу для изучения различных локаций на Луне и использует четвертьвековой опыт работы на Международной космической станции. Она обеспечивает сценарии на случай непредвиденных ситуаций и прерывания миссии, а также является подготовкой к полётам на Марс и долгосрочным исследованиям», – сказал он.