Друзья, публикуем архивную статью с нашего сайта. Она была написана еще до создания канала Дзен. А мы хотим сделать полную подборку стилей на этом канале.
Тем более, что многие клиенты начали интересоваться Ар-деко. Надеемся, что кому-то она будет полезной и интересной.
Часть 1. История стиля
Здесь мы расскажем об одном из самых любимых дизайнерами, архитекторами и художниками стиле Ар-деко. Он не стареет и пользуется неизменным спросом у населения, обладая какой-то притягательной, если не мистической, силой.
Датой рождения стиля Ар-деко считается 1925 год, когда в Париже прошла нашумевшая на весь мир “Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий”. Название стиля впервые упоминалось на страницах двенадцати энциклопедий новых произведений декоративного искусства, которые были изданы после этой выставки.
Первый стиль, возникший в 20 веке, и последний из всех известных художественных стилей. "Ар-деко неуловим, но его ни с чем не спутаешь. Он вечно уходит и вечно возвращается”– так говорят о нем современные дизайнеры.
Чтобы полностью вникнуть в сущность, в глубинную составляющую Ар-деко, попробуем окунуться в ту эпоху, когда он возник, а именно – в промежуток времени между двумя Мировыми войнами (1914 – 1939).
В 1921 году, когда уже закончились Октябрьская революция и Первая Мировая война, русский поэт Владислав Ходасевич написал пророческие стихи, где он ожидал новую глобальную катастрофу, по сравнению с которой предыдущие страшные и кровавые события покажутся мелочью.
В стихотворении перечисляются “неврозы” общества того времени: взаимоотношения беззащитного человека и наступающих на него технических “монстров” (восстание машин), возможность возникновения войны от каких-то ничтожных событий (выстрел в Сараево) и колоссальные последствия такой войны...
Всё жду: кого-нибудь задавит
Взбесившийся автомобиль,
Зевака бледный окровавит
Торцовую сухую пыль.
И с этого пойдет, начнется:
Раскачка, выворот, беда,
Звезда на землю оборвется,
И станет горькою вода.
Прервутся сны, что душу душат.
Начнется всё, чего хочу,
И солнце ангелы потушат,
Как утром – лишнюю свечу.
Людям, пережившим страшную войну, испытавшим нужду и холод, газовые атаки и беспощадную революцию, хотелось оставить все ужасы мирового Греха в прошлом, начать счастливую и богатую жизнь с чистого листа.
Но в воздухе той эпохи незримо витало предчувствие чего-то гораздо более жуткого, причем планетарного масштаба. И оно не заставило себя долго ждать – вскоре грянула Вторая мировая.
Таким образом, возник стиль, передающий особое настроение и образ мышления человечества, пережившего шок военных лет, вспоминавшего с ностальгией былую, увы, невозвратимую, обеспеченную жизнь и ждущего чего-то еще более страшного.
Ар-деко был востребован высшими и средними слоями общества, которые долгое время были вынуждены вести аскетический образ жизни и теперь желали иметь все самое дорогое и роскошное.
Намеренно, напоказ богатый, солидный, этот стиль сочетает в себе несочетаемые вещи – изысканный вкус и чрезмерную пафосную роскошь буржуазной прослойки общества. При этом вызывая неизменный восторг!
Он игривый и грациозный, элегантный и монументальный. Включает в себя и прямые линии, и извилистость, и симметрию. Представляя собой эклектичный "микс", он не создает ничего нового, но позволяет именно сейчас, в данный момент наслаждаться счастливыми моментами жизни.
Особое распространение стиль получил в Америке, не знавшей ужасов и разрушений Первой Мировой войны, где был признан официальным. Настроение беззаботного существования, которое вместе со стилем Ар-деко, коктейлями и джазом, транслировалось из Штатов, было очень востребовано и в Европе.
Стиль Ар-деко по сути – удачный синтез неоклассицизма и модернизма, причем такие художественные течения, как футуризм, кубизм и конструктивизм оказали на него непосредственное влияние.
Самым известным архитектором во Франции, работающим в стиле Ар-деко, был Робер Малле-Стивенс. Застроенную им улицу в Париже назвали его именем. Все знают его Виллу Кавруа в Нор-Па-де Кале. Знаменитые французские дизайнеры интерьеров – Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру, Поль Ириб.
В США вестибюли в двадцати небоскребах в стиле Ар-деко оформил дизайнер Эли Жак Кан. В 1930 архитектор Уильям ван Аллен построил Chrysler Building для знаменитого автомобильного концерна, который украсил на 59 этаже хромированными стальными головами орлов – эмблемой “Крайслера”. Это здание признано во всем мире символом стиля Ар-деко.
Часть 2. Характеристика и отличительные особенности стиля Ар-деко
Сравнивать будем со стилем Ар-нуво, который является и детищем, и продолжением Модерна, властвовавшего в Европе со средины 19 века.
Пик расцвета Ар-нуво приходился на начало 20 века, но, в связи тревожной обстановкой в мире, его плавные и женственные линии быстро потеряли актуальность и вот тогда ему на смену пришел Ар-деко. Какое-то время они существовали параллельно, поэтому иногда возникает путаница в определении стиля.
Оба стиля стремились к изысканности, но Ар-нуво создавал новое искусство, а Ар-деко, подобно царившему в те времена джазу, объединял все, что нравилось его творцам: древнюю культуру ацтеков, майя, египтян, предметы совершенно разных исторических периодов, новейшую. технику, роскошные материалы и современное искусство (кубизм, футуризм).
В Ар-нуво за основу брали функциональность, в нем подразумевалась сложная символика, универсальность и единый стиль для всех форм. Ар-деко делал ставки на украшение, внешний эффект, фрагментарность. Для Ар-нуво (Модерн) характерны плавные изогнутые линии, растительные вьющиеся орнаменты. Ар-деко любит ломаные линии, многогранники, ступенчатые конфигурации, иногда позволяет себе некие странные “припухшие” кривые линии.
Модерн часто изображал цветы, деко – любитель животных и современнейшей техники (аэропланы, автомобили). Ар-нуво использовал сдержанные цвета (оттенки серого, фиолетового, голубого, кремового). Ар-деко предпочитал насыщенные цвета и контрастные сочетания (белый с черным, золото, золотисто-коричневый, вкрапления красного, зеленого, синего, сверкающие, как самоцветы).
В Модерне чаще всего сочетались темный металл и светлое дерево, господствовала керамика (от настенной плитки до прекрасных фризов из майолики), в Ар-деко приветствовались контрасты из редких пород темного дерева или камня и блестящего полированного металла (латунь, хромированная сталь).
Подводя итог, можно сказать, что творцы Арт-деко, особо не думая о будущем, наслаждались процветающим настоящим и значительно преуспели в его украшении.
Часть 3. Детальная концепция стиля
Фактура и материалы
• Ценные породы редких деревьев.
• Хромированная, нержавеющая сталь, алюминий, латунь.
• Стекло, зеркала, кристаллы.
• Натуральные шкуры (зебры, пони, леопарда), кожа рептилий, кожа ската. Слоновая кость.
• Перламутр, янтарь.
• Золото, платина.
• Полированные плиты из ценных пород камня.
• Гладкие дорогие ткани с геометрическими принтами (шелк, бархат, тафта, парча), мех.
Ар-деко призван удивлять и восхищать, поэтому все должно сиять и переливаться. Фактура – лак, глянец, полировка, много зеркал.
Орнаменты, линии и формы
• Этнические орнаменты (греческий “меандр”, африканские и древне - египетские мотивы), орнаменты по рисункам майя и найденной в те времена гробницы Тутанхамона.
Строгие геометрические линии, энергичные широкие полосы и зигзаги в сочетании с обтекаемыми изгибами. Их чаще используют для отделки полов и укладки паркета.
• Ступени, подиумы, ярусы. Используются мотивы “зиккурата” - культовой башни шумеров и ассирийцев.
• Трапеции. Эти формы применяют для деталей мебели, фурнитуры (дверные ручки).
• Клавиши. В форме клавиш чередуют контрастные полосы (например, так отделывают стены).
• Контуры и рамки. Ими обрамляют поверхности.
• Формы в виде солнца с лучами (отделка зеркал, часов, мебели и стен).
• Симметрия. Она всегда тщательно продумана и служит для гармонизации интерьера.
• Круглые линии и формы. Их часто используют на потолке, проецируют на пол и повторяют на мебели и в декоре.
Цветовая палитра
На основе контраста используются насыщенные цвета (белый и черный, белый и коричневый, белый и фиолетовый, черный и золотой, красный и золотой). Наряду с контрастными используют и близкие по цветовой гамме цвета.
Люксовые спальни, к примеру, оформляют в бежево-золотистом или бежево-красном цвете, с большим количеством зеркал и крупным геометрическим орнаментом.
Для гостиных и кабинетов используют более темные тона. Например, глубокий коричневый с золотом. Лакированные деревянные стенные панели. Кожаная мебель с золотыми вставками, эксклюзивные светильники с золотыми ножками. Применяют также дополнительные темно-серые и темно-лиловые цвета, добавляя черный и белый.
В стиле Ар-деко вообще можно сочетать совершенно разные цвета, например, зеленый и красный, если брать за основу черный, серый или белый.
Часть 4. Арт-деко в наше время
С конца 20 века этот стиль вновь на пике популярности. Дизайнеры, используя лучшие наработки прошлых лет, привнесли в Арт-деко современные нотки. Применяются новейшие технологии, ультрасовременные материалы, интерьеры наполняют модной “умной” техникой и люксовой брендовой мебелью.
Стиль Арт-деко сегодня выбирают для себя известные люди – финансисты и политики, звезды кино и эстрады, знаменитые художники и музыканты. Этот стиль подчеркивает и творческую натуру человека и одновременно определяет его статус.
Часть 5. Приемы оформления интерьера в стиле Ар-деко
• Стены. Они должны быть фоном для роскошных эксклюзивных предметов и мебели, поэтому их делают однотонными. Иногда их отделывают деревянными или узорными панелями. Обычно применяют: фактурную штукатурку, матовую краску, жидкие обои. На кухнях и ванных используют керамическую плитку или натуральный камень. В стенах применяют трапециевидные ниши, многоступенчатые перегородки, двери с инкрустацией.
• Потолки. Высокие потолки украшают многоуровневой лепниной и росписью. Не очень высокие оформляют зеркальными панелями. Украшают потолок большой люстрой с узорной розеткой в форме круга. Современные потолки в этом стиле могут быть натяжными, глянцевыми, с точечной подсветкой и люстрой в центре.
• Полы. Блестящие, с глянцевой поверхностью. Используют шлифованный мрамор, паркет с геометрическим орнаментом. Современные полы могут быть наливными (однотонными или с геометрическим узором).
• Мебель. Удобная и простых форм. Кровать может иметь ножки, отделанные полированным металлом, высокое изголовье, инкрустации и отделку патиной. В гостиной ставят роскошные кожаные кресла и диван (искусственная кожа недопустима), рядом располагают чайный столик с блестящей (стеклянной, деревянной или каменной) поверхностью. Особенности Ар-деко – лаконичные, четких форм буфеты и тумбы. На кухне должны быть функционально распределены: новейшие достижения кухонной техники, большой обеденный стол с красивыми и удобными стульями, рабочая зона (остров с раковиной и варочной панелью), винные шкафы, ниши с подсветкой.
• Текстиль. Плотные, блестящие дорогие ткани, могут быть однотонными, иногда в полоску или с орнаментом. Спальни оформляют мягкими подушками, балдахинами, покрывалами с оборкой. На окнах – тяжелые ниспадающие шторы со складками. Восточные ковры с высоким ворсом.
• Освещение. Занимает важное место в интерьере. Светильников должно быть много (люстры, бра, торшеры, точечные светильники). Они должны освещать все помещение целиком, приумножая блеск зеркал и глянцевых поверхностей предметов. Светильники нужно выбирать стильные и богато украшенные, трапециевидных форм, в виде ступенчатых башенок или шаров.
• Декор и аксессуары. Аксессуарами в стиле ар-деко служат исключительно предметы искусства – скульптуры, картины, дорогие старинные вазы.
• Картины или фото с “географическими” видами саванн, пирамид, пустынь, виды Тадж-Махала и Запретного города. Бронзовые или фарфоровые статуэтки, в том числе девушек (с веслом, на шаре) – частый атрибут этого стиля, уводящий зрителя в 20-е годы.
• Зеркала в широких позолоченных рамах, кованные подсвечники, сувениры, привезенные из дальних стран, антикварные шкатулки, письменные и курительные приборы. Крупные экземпляры экзотических растений дополнят и украсят интерьер.
Если подвести итоги, то станет понятно, что Ар-деко (возникший против аскетизма и уныния послевоенных лет), не приемлет дешевых материалов и имитации дорогих. Он вообще запрещает экономить на чем-либо. Он не кажется роскошным, он им является!
Работая в своих дизайн-студиях с этим стилем, специалисты стараются применить все самые лучшие и дорогие материалы и предметы, изобретенные человеком.
Возможно, секрет популярности Ар-деко и неизменного восторга зрителей кроется в том, что от близкого присутствия предметов роскоши и искусства человек испытывает зрительное и тактильное, граничащее с чувственным, эстетическое наслаждение!
Вскоре опубликуем еще несколько статей по стилям. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Ставьте лайки!