Найти в Дзене
Дым Отечества

Голос из прошлого. Нашел солдата во сне

Хрономиражи, призраки, голоса и звуки в мрачном лесу... Как же любит наша поисковая братия всю эту чертовщину. Порой даже как-то обидно, что я никогда ничего подобного не видел и не слышал. Да, бывали странные события, я как-то даже делал отдельный ролик на эту тему, но так, чтобы кто-то явился мне во сне или в тумане, подсказал и показал бы, где искать пропавшего без вести - такого, увы, не случалось. Хотя.. А может, случалось, просто я все забыл? Это был, кажется, 2009-й или 2010-й. Я тогда ещё только учился слушать лес, видеть в нем следы прошлого, чувствовать верные приметы и намеки. Помню: бесснежный ноябрь, беспрестанные дожди и серая северная хмарь. Я еду в район бывшей деревни Куутерселькя, там знакомые поисковики "зацепили" очередную воронку с бойцами. Тороплюсь: день-то короткий, надо все успеть. Вот старый еловый лес, подпертый со всех сторон дачными заборами. Вершина холма, странное место: вот, вроде, большой, оживленный поселок, но как только он заканчивается - сразу как

Хрономиражи, призраки, голоса и звуки в мрачном лесу... Как же любит наша поисковая братия всю эту чертовщину. Порой даже как-то обидно, что я никогда ничего подобного не видел и не слышал. Да, бывали странные события, я как-то даже делал отдельный ролик на эту тему, но так, чтобы кто-то явился мне во сне или в тумане, подсказал и показал бы, где искать пропавшего без вести - такого, увы, не случалось. Хотя.. А может, случалось, просто я все забыл?

Это был, кажется, 2009-й или 2010-й. Я тогда ещё только учился слушать лес, видеть в нем следы прошлого, чувствовать верные приметы и намеки. Помню: бесснежный ноябрь, беспрестанные дожди и серая северная хмарь. Я еду в район бывшей деревни Куутерселькя, там знакомые поисковики "зацепили" очередную воронку с бойцами. Тороплюсь: день-то короткий, надо все успеть.

Вот старый еловый лес, подпертый со всех сторон дачными заборами. Вершина холма, странное место: вот, вроде, большой, оживленный поселок, но как только он заканчивается - сразу какая-то первобытная чаша. Лес смыкается над головой и скатывается вниз, в глубокую, вечно сыроватую лощину, изумрудную от мха. Оттуда, снизу, в июне 1944-го, появились финны - и с ходу бросились в атаку на советских солдат, окопавшихся на опушке. Бой был недолгий, но жестокий: нынешняя воронка - далеко не первая, которую в этом месте обнаружили мои товарищи.

-2

Там, на дне - четверо. Похоронены наспех, кое-как - оружие забрали, а вот все личные вещи оставили. У одного - маленькое зеркальце с прилипшим к нему клочком бумаги - похоже, что когда-то это была фотография. У другого - домашний столовый нож и разбитая стеклянная рюмка. У третьего - бакелитовая баночка с гуталином. Вот именно такие вещи - простые, личные, никак не вписывающиеся в воинские стандарты, меня всегда трогают больше всего. Потому что за ними - не просто солдат, выполнивший свой долг согласно приказу и уставу, за ними - человек, внутри которого когда-то была целая вселенная.

-3

14-го июня 1944-го года в эту вселенную ворвалась, ничего не щадя, финская пуля. Нет, мир не остановился, не сломался - пошел дальше. Да и мы тоже - закончили работы, вернули четверых солдат, и отправились жить своей обычной жизнью. Ноябрь сменился зимней стужей, отгремел новый год, завертелась обычная повседневная суета. Но весной, когда начал сходить снег, я вдруг почувствовал себя не в своей тарелке. Мысли то и дело возвращались к этой воронке, к этому столовому ножику из солдатского вещмешка. Было ощущение, ноющее подобно зубной боли, что это еще не все, что на той высотке под садоводческим забором мы нашли не всех. Я съездил туда раз, другой, третий. Накопал мешок стреляных гильз и ведро осколков, выкопал странный артефакт, который чуть не выкинул, решив, что это что-то из сантехники. Как оказалось потом, это была латунная наствольная мортирка для финской винтовки.

-4

Никого из солдат я больше так и не нашел. Но и свербящее чувство незавершенности никуда не девалось, продолжало ворочаться внутри и звать обратно в лес. И вот какой-то очередной день, завтра - выходной, дел нет, можно поехать, попытать удачу еще раз. Ложась спать, я все крутил в голове эти мысли и как будто даже разозлился на капризную высотку, которая так упрямо не хотела отдавать свои тайны. "Ты хоть приснись, что ли, подскажи, где искать?" - помню, это я произнес почти вслух. И благополучно заснул.

Нет, мне ничего не снилось, никто не приходил во сне и не вел меня куда-то за руку. Однако, едва открыв глаза, я вспомнил про узкий и довольно глубокий овраг, который спускался в этом лесу вниз по склону. На дне его толпились плотной стеной молодые ёлочки, и никто из нас прежде туда не заходил. Через два часа я был на месте. Еще через десять минут съехал по сырому мху вниз, в овраг. Металлоискатель молчал, и я просто наудачу ударил между елками лопатой. То, что я увидел вслед за этим - на фото ниже.

-5

Приехали ребята, и к вечеру мы видели очередное мгновение большой войны, навсегда остановившееся 14-го июня 1944-го года. Судя по всему, мина стала причиной гибели красноармейца: ног у него не было. Не было и ничего из личных вещей, за которые мог бы зацепиться металлоискатель. Вдобавок кто-то из садоводов зашвырнул в елки старый дырявый резиновый сапог. Он так и врос в землю прямо над головой солдата - уродливым и пошлым памятником забвению и тишине.

-6

Что это было? Хотелось бы, конечно, сидеть теперь у костра и рассказывать с мистическим видом о том, как тайные голоса из того мира привели меня к солдату. Но нет. Думаю, это была простая интуиция, помноженная на многочасовые размышления. Тем не менее, на этом мое внутреннее беспокойство растворилось и улеглось. Потом мы еще не раз приезжали в этот лес, проверяли каждую впадину и ямку в земле - безрезультатно, к счастью. Видимо, все, кто должен был оттуда вернуться - вернулись.

Поиск продолжается.

________________________________________

О еще одном эпизоде из тех же мест, когда мы буквально полшага не дошли до цели - в моем телеграм-канале:

https://t.me/dymotech