Колумбийские наемники – бывшие спецназовцы, воевавшие в 48-м отдельном стрелковом батальоне под Курахово, были ликвидированы, не провоевав и пары месяцев, рассказал РИА Новости украинский военнослужащий Сергей Дзюба, взятый в плен под Великой Новоселкой.
По его словам, когда он осенью 2023 года воевал в 48-м отдельном стрелковом батальоне ВСУ под Курахово, с ним служило десять колумбийцев, девять из которых очень скоро погибли в боях.
"Были у нас там колумбийцы. Их было немного, до 10 человек, плюс-минус. Из них остался только один. Остальных "задвухсотило" (погибли – ред.)", - сказал он.
На вопрос, как долго им удалось провоевать, Дзюба ответил, что "язык они выучить не успели", добавив, что, по рассказам самих колумбийцев, на родине они служили в специальных подразделениях, но после увольнения приехали на Украину на заработки.
"Месяца два пробыли у нас. Там у них в Колумбии какая-то реформа произошла, их с работы повыгоняли, они все поехали зарабатывать сюда. С их слов, на родине они были половина - полицейский спецназ, половина - армейский спецназ. Типа сражались с наркокартелями. Это было где-то году в 2023.... Курахово. Осень, наверное. Осенью меня перевели в ПВО, потом где-то через небольшое время я созванивался с сослуживцем, он сказал, что их больше нет. ", - рассказал Дзюба.
Он также отметил, что колумбийцы в ВСУ находились в ином статусе, нежели обычные украинские контрактники или мобилизованные.
"Как нам говорили командиры, они на том же положении, что и мы. Только единственная разница - они в любой момент могли разорвать контракт. Без каких-то серьезных последствий для этого", - отметил Дзюба.
Два года в бегах
Попавший в плен в Великой Новоселке украинец Дмитрий Какойло рассказал РИА Новости, как ему два года удавалось скрываться от военной полиции и военкомата в Запорожье, несмотря на то, что он находился в базе дезертиров.
По словам пленного, весной 2022 года он получил контузию и был направлен на лечение в родное Запорожье, однако командир оформил его отъезд в медицинское учреждение как самовольно оставление части. Какойло, поняв, что его все равно будут преследовать по уголовной статье, решил не возвращаться в часть и устроился на работу в маршрутное такси.
"Я долечился и пошел домой. До октября месяца 2024 года с июня месяца 2022 года я прятался", - рассказал Какойло.
Ему удавалось не попадаться патрулям территориальных центров комплектования (военкоматов) и военной полиции, несмотря на то, что он устроился на работу водителем маршрутки.
"Работал на маршрутке, нигде не попадал, нигде не встревал. ТЦК ходило по моему району, но я спокойно или с дочкой гулял, или со второй женой, не прятался, не укрывал глаза, просто шел "на морозе" и меня ни разу не остановило ТЦК. У полиции до 1 октября базы данных дезертиров не было. Только 1 октября 2024 года им дали тоже возможность видеть, кто дезертир, кто нет", - рассказал он.
Мужчина отметил, что в магазин за едой он ходил только поздно ночью и старался покидать свой район города только за рулем маршрутки, потому что между районами были установлены блокпосты, а документы водителей общественного транспорта не проверяли.
Успешно скрываться Какойло удавалось до тех пор, пока он не получил условный срок за торговлю оружием и хранение наркотиков, его уволили с должности водителя маршрутного такси. Какойло рассказал, что после этого он перешел на работу в такси. К тому времени у украинской полиции появился доступ к базе данных дезертиров ВСУ. В октябре 2024 года, попавшись на нарушении правил дорожного движения, Какойло оказался в лагере резервного батальона ВСУ для дезертиров в Черкассах, откуда попал в Великую Новоселку.
Ликвидация сослуживцев
Украинские войска пытаются ликвидировать своих же сослуживцев, сдающихся в плен российским военнослужащим, в том числе, с помощью FPV-дронов, рассказал пленный военнослужащий ВСУ Александр Прокопенко, попавший под такую атаку.
"Когда ваши взяли нас, мы вошли на ваши позиции, нас ввели, уже начинало темнеть, уже под вечер было дело, и по нам просто начали фигачить наши же FPV-шки. Одного даже задвухсотило. Был двухсотый от FPV-шки, от прямого скида. Меня контузило и посекло немножко осколками от нашей "Баба Яги". Скорее всего, они знали, что это пленные идут. Чтобы не было пленных. Чтобы мы ничего не рассказывали вам. Чтобы, я не знаю, на обмен, наверное, не попадали, или я не знаю", - сказал он в видеоролике, опубликованном Минобороны РФ.
Прокопенко, родившийся в 1996 году в Изюме Харьковской области, рассказал, что с 2022 года был мобилизован и состоял в одной из штурмовых бригад на должности санитара-стрелка. Однако затем он сбежал и пытался отсидеться на Западной Украине, где был пойман сотрудниками военкомата.
Сначала его заставили работать на блокпостах в Киеве, а затем перевели в Харьковскую область "повестки раздавать".
После этого будущего пленного перевезли в Сумскую область и пообещали, что он будет "на границе стоять". Однако через два дня, как признался Прокопенко, он уже был в курсе, что находится в Курской области.
"Хотел сбежать, не получилось. Ну, некоторых ловили, там, жестко прессовали и отправляли, вообще, на все самое худшее. Ну, били сильно старшие офицеры, сержанты ... Трехсотых было много. Двое суток был на позиции, которую не могли никак забрать, никто не хотел рисковать. Даже свои бросили, а мы не слышали, потому что мы не выходили из блиндажа. Сказали занять позицию наверху с пулеметом, пулеметчик там у нас был, но мы не стали, потому что FPV-шки летали, там трехсотых было много. Но мы не посчитали нужным выполнять этот приказ. Боимся и наших, потому что наши там тоже могут и пристрелить", - рассказал пленный об условиях службы.
Он также поведал, как сдавался в плен. По его словам, 25 декабря он с сослуживцами на позиции был внезапно настигнут российской штурмовой группой, которая предложила сложить оружие и сдаться. Все шесть военнослужащих ВСУ, по словам Прокопенко, выбежали и сдались.
Без единого выстрела
Отряд разведчиков "Черные гусары" из 15-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ЦВО захватил пять пленных без единого выстрела, рассказал командир разведроты Алексей Чупин с позывным Тропа.
"Мы разведчики, наша задача — зайти в тыл. <...> Снять разведданные, выявить цель, навести корректировку артиллерии, дать целеуказание. Были задачи по взятию языка, с которыми мы успешно справились. Вскрыли опорник, взяли оттуда пять человек. Без потерь у нас все прошло. Враг понес потери, порядка четырех военнослужащих мы ликвидировали. Пять человек забрали, ушли практически без единого выстрела", — отметил военный.
Как рассказал Чупин, он служит на СВО с декабря 2023 года, кадровый офицер. Оканчивал в военном вузе факультет спецназа и разведки в 2014-м, отслужил контракт и уволился из армии в звании старшего лейтенанта. На спецоперации опытный боец сразу стал командовать ротой глубинной разведки и взял позывной Тропа.
Первого февраля 15-я отдельная гвардейская мотострелковая Александрийская ордена Суворова бригада 2-й гвардейской общевойсковой армии Центрального военного округа отмечает 20-ю годовщину со дня образования.
Бригада стала преемником легендарного подразделения легкой кавалерии — 5-го гусарского Александрийского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка. В честь него в 2018 году указом президента бригаде присвоили почетное наименование "Александрийская". В истории русской армии Александрийский гусарский полк известен как "Бессмертные" и "Черные гусары".
С 2020-го по 2021 год бригада принимала участие в операции по поддержанию мира в Карабахе.
С первых дней СВО 15-я бригада выполняла задачи на самых сложных направлениях: в Киевской, Сумской, Харьковской, Запорожской областях и в ЛНР. Сейчас подразделения бригады наступают на Красноармейском направлении, они приняли участие в освобождении более 15 населенных пунктов ДНР.
"Планируем, планируем"
Шестеро солдат из 46-й аэромобильной бригады ВСУ сдались в плен под Курахово, сообщили РИА Новости в Минобороны, видео с их участием предоставил пресс-центр группировки войск "Юг".
"Я был ранен осколком в ногу. Просил каждый день, чтобы меня эвакуировали. Каждый день было "планируем, планируем", но никак не могли забрать. Каждый день обещали, но, как видите, попал в плен к русским. И здесь меня уже перебинтовали и накормили, антибиотик укололи", — сказал пленный Александр Магиня.
Боец призвал украинских военных сдаваться в плен, поскольку командиры бросают их "на мясо".
Другой солдат Александр Индюк сдался, так как его бросило на произвол судьбы командование. Он пролежал десять дней со сломанной рукой, и не было ни помощи, ни эвакуации. В своем обращении к командованию ВСУ он не скрывал эмоции и использовал нецензурную лексику.
Об освобождении Курахово в ДНР Минобороны сообщило 6 января.
Город находится примерно в 40 километрах от Донецка и 30 километрах к югу от Красноармейска. Это самый крупный населенный пункт в юго-западной части Донбасса, имеющий важное оперативное значение. Освобождение Курахово создало плацдарм для наступления армии в восточной части Запорожской области — вдоль трассы Запорожье — Донецк.
Как рассказывал РИА Новости командир штурмовой роты 110-й мотострелковой бригады Южной группировки войск с позывным Нифер, в Курахово взяли в плен большое число украинских военных за счет превосходства российских штурмовиков над противником.
Поставили на ноги
Украинский пленный рассказал на видео Минобороны РФ, что во время дежурства на наблюдательном пункте получил ранение, вылечили его уже в российском военном госпитале.
Военнослужащий ВСУ Олег Данилов получил ранение, находясь в приграничном районе Курской области. По его словам, он не мог нормально ходить. В его группе не нашлось ни одного медика, способного оказать ему помощь. В плен Данилов был взят военнослужащими группировки "Север" во время "штурма подвала дома".
"Получил ранение на четвертый день пребывания (на наблюдательном пункте - ред.), меня стеной там завалило. У меня руки не действовали, ноги не действовали, лежал в подвале в спальнике. Меня в госпитале вылечили российские врачи. Конечно, я им благодарен, они поставили меня на ноги, я могу теперь передвигаться самостоятельно, без костылей", - сказал пленный.