Гжель – русский народный промысел, вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике, а также один из традиционных российских центров производства керамики.
Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, – это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
«Гжельский куст» расположен примерно в 60 километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский городской округ Московской области, Россия.
Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572–1578 годов.
Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. Гжельские мастера разработали эмаль тёплого оттенка, которой покрывали глиняные изделия.
В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами – это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне братья Куликовы нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800–1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но по преданиям два гончара, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников, тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы.
Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской, которую получали из окиси кобальта. Отсюда название «синий кобальт», по которому узнаются гжельские изделия. Эта особенность обусловлена тем, что окись кобальта – единственная краска, которая выдерживает (не выгорает) высокие температуры обжига. Роспись осуществляли в основном подглазурно, при таком способе рисунок слегка расплывается при повторном глазуровании поверх росписи и обжиге. Это также характерная черта искусства Гжели, сближающая его со знаменитыми фаянсами голландского Делфта.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».
Первые гжельские предметы из фарфора, фаянса и полуфаянса внешне стилистикой росписи и формами напоминали старую майолику. В 1829 году в Гжели начали производить предметы из фарфора. С 1833 года начали наносить печатный рисунок.
В 1830–1840-е годы в Гжели было более 50 заводов и 30 живописных мастерских, работавших с керамикой. В это время там работали заводы Кузнецова, Новых, Храпунова, Барминых, Тереховых-Киселёва, Козлова, Дунашовых, Сафронова и многих других.
Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. В это время в Гжели было создано несколько крупных иконостасов и склепов из керамики.
В середине 19 столетия о Гжели, по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии, говорили как о «русском Стаффоршире».
Гжель стала кузницей кадров: многие знаменитые мастера и создатели собственных фарфоровых и фаянсовых фабрик начинали в Гжели простыми рабочими. К такой категории относится С. Дунаев, впоследствии открывший производство керамики в Хотькове. Г. В. Монахов, впоследствии руководивший (1896–1917 гг.) керамической мастерской Строгановского училища, также начинал в Гжели.
C середины XIX века многие гжельские заводы пришли в упадок. Частично это было связано с объёмом ввозимого из-за границы товара, частично – с модернизацией производства, за которой не всегда успевали производители из Гжели. Лишь заводы Храпунова-Новаго, Куринного, Фартального отправляли своих мастеров на международные выставки, профессиональные съезды.
В начале XX века керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва – Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности – Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».
После революции промышленное производство в Гжели остановилось, фарфор и фаянс производили кустари. Единственным предприятием, не остановившим производство, был завод Дунашовых-Терихиных, где одновременно трудилось более 20 живописцев.
В 1920-е годы в Гжели была открыта Керамическая школа, поддерживающая связь с ВХУТЕИНом и ВХУТЕМАСом. Фарфор, создававшийся в это время в Гжели, активно экспортировался.
Развитие коллективизации остановило керамическую отрасль в Гжели.
В 1930-е годы в Гжели также функционировало керамическое производство, причём были популярны предметы агитационной направленности. Помимо этого, работала артель «Красная головка», выпускавшая фарфоровые детали для кукол.
В 1930-е годы в с. Речицы функционировал завод «Всекохудожник», где разрабатывался стиль, впоследствии закрепившийся за гжельской керамикой. На это производство были завезены формы из Абрамцева, в частности скульптуры Врубеля. По ним был изготовлен ряд скульптур, в настоящее время хранящихся в РГХПУ имени Строганова.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего своё 670-летие.
В 1945–1949 годах начался третий этап развития гжельского промысла. Утвердилось использование кобальтовых красок на белой глине. Историком и теоретиком русского искусства А. Б. Салтыковым был создан специальный атлас мазков для унификации стиля продукции. На предприятие была приглашена художница Н. И. Бессарабова, разработавшая новый бело-голубой стиль изделий Гжели.
В 1930–1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.
Возрождение художественной гжели началось в 1940–1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. Бессарабова обучила «писарих» забытым приемам свободной кистевой росписи.
Гжельский фарфор с воспринимаемой как традиционной бело-синей росписью фактически создан в 1950–е годы руками пионеров восстанавливаемого промысла.
Благодаря новому всплеску интереса к народному творчеству русские промыслы, без преувеличения, приобрели второе дыхание. Гжельские заводы проделали путь от “туристических” поделок, приевшихся еще в 1990-ые гг., к произведениям искусства, которые могут эффектно украсить интерьер и сделать быт более эстетически выдержанным. На сегодняшний день в ассортименте завода присутствует около 700 наименований. И большая часть из них имеет художественную ценность.
В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технических фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.
На протяжении долгой истории своего развития гжельский стиль претерпевал значительные изменения.
Выделяют пять основных видов гжели:
– Лубочная – это наиболее ранний из известных видов гжели. Для нее характерна многоцветная роспись. Была распространена в 17–18 веках. Ее основой были лубочные картинки, которые пользовались большой популярностью.
– Цветная надглазурная – это еще один вид стариной гжели. Краски наносили прямо по глазури, изделие обжигалось в 3–4 этапа. Это достаточно долгий и сложный процесс, поэтому изделия, выполненные в данной технике, стоили довольно дорого.
– Глухой кобальт – данный вид также называют «зеркальным отражением гжели». Поверхность посуды или другого изделия сначала покрывается кобальтовой краской, а поверх нее мастер наносит глазурь. Затем изделие обжигается и только после этого на него наносятся рисунки красками белого и золотого цвета. В итоге получается выразительная с позолотой роспись на насыщенном фоне цвета ночного неба.
– Костяной и белый фарфор – белоснежная посуда с позолоченным рисунком, выполненным в синих тонах разных оттенков.
– Традиционная роспись – это общепризнанная бело-голубая гжель, которую еще называют «Синь России». Изделие расписывается кобальтовыми красками с помощью различных техник владения кистью. После нанесения изображения изделие погружают в белую глазурь, а затем обжигают.
“Классическая” Гжель – это небольшой набор цветовой палитры, благодаря которой получаются эффектные шедевры декоративно-прикладного искусства:
– белый (фон или “зеркальный” рисунок);
– разнообразные оттенки синего и голубого;
– темный кобальт;
– золото (техника “пестрения” для подчеркивания глубины синего цвета).
Мастера Гжели используют различные мазки для решения художественных задач:
– ситчик – для прорисовки мелких деталей берется тонкая кисть с длинным ворсом. С помощью ее кончика прорисовываются мельчайшие элементы. Пример – коллекция «Ситец», где небольшие, напоминающие фиалки цветы, расположены на тонком геометрическом рисунке, напоминающем сетку;
– китайский мазок – используется широкая кисть, которой неотрывно ведут по рисунку. За счет этого происходит плавное «угасание» цвета. Можно одновременно брать на кисть два оттенка краски;
– мазок с тенью – На кисть набирается синяя и белая краска в таких пропорциях, чтобы при росписи получались тени. Это обеспечивается за счет того, что на кисти два цвета на кисти: синий, дающий более широкую полосу, и белый, дающий узкую полосу).
Мотивы, присущие гжельскому фарфору, можно условно разделить на несколько видов:
– растительные мотивы (стилизованные растения: цветы, ягоды, бутоны, злаки. Самый известные элемент –роза-агашка (по легенде, название цветок получил по распространенному имени среди гжельских мастериц, Агафья) и “выбеленная ромашка”), наиболее часто встречаются;
– животные и птицы – чаще всего встречаются изображения мифических пернатых, напоминающих «жар-птицу», но бывают также стилизованные рисунки зверей.
– орнаментальные мотивы – это чередующиеся, постоянно повторяющиеся элементы. Узоры могут наноситься в виде травинок, штрихов, капелек, геометрических фигур;
– сюжетные композиции (обращение к народному быту и увеселениям: ярмарки, катания, избы, церкви и т.д.).
Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола: каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.
К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель – майолику – это зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца). Синяя понятно – соли кобальта.
Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза.
Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Окись кобальта – краска модная в городе, но гжельские мастера, не стесняясь новой синей моды, для себя до сих пор делают посуду разноцветной.