Найти в Дзене
чопочитать

Писатель Андрей Строков и его «не только морские рассказы»

Андрей прислал фото, которое сразу настраивало на нужный лад: сейчас будут байки и реальные истории, которые служивший во флоте душа компании с шутеечками рассказывает под дружный хохот. Так и оказалось, но про книжку я расскажу в другой раз – пока что интервью в рубрике «Разговор с писателем».

Предупреждение: в рубрике всегда используется один и тот же набор вопросов, чтобы поставить писателей в одинаковые условия.

– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?

– Родился в год 50-летия Октября в День радио в Казахстане. Родители – металлурги. Образование высшее техническое, высшее экономическое. До недавнего времени работал на руководящих должностях в кабельной промышленности. Доводилось встречать рассветы на Камчатке, Сахалине и в Приморье, провожать закаты в Бресте и Балтийске, поджариваться в Караганде и Астрахани, мёрзнуть в Вологде и Питере. Большую часть жизни прожил в Москве, но давно готовил бегство в Кисловодск, что успешно провернул перед ковидом.

Эльбрус на горизонте, 30 соток сада, эндурик «Кавасаки», немного гольфа и банда котов – что ещё нужно человеку, чтобы встретить старость?

– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу / написал, но ещё не выпустил?

– Человек становится писателем только после того, как его назовут писателем другие люди. Даже если книги ещё нет. Назовём это «кандидатский стаж». А вот подержал книгу в руках – то стал действительным членом этого почётного сообщества. Когда меня (книги ещё не было) впервые пригласили к студентам, назвав при этом «писателем», было немного не удобно, но лестно.

Можно, конечно, писать книги электронные, но это подобно ребёнку из пробирки. Делать бумажную книгу, как и ребёнка, вы сами понимаете, намного приятнее и интереснее.

– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги / выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?

– Потренировался на Литре, на Дзене завёл канал «Не только морские рассказы», на взлёте загремевший в теневой бан за.

Публикуюсь в солидном электронном журнале «Парус», в бумажном виде – в газетах «Электросталь», «Курская руда», «Новости Металлоинвеста». В альманахах издательства «Новое слово». Там же вышла и первая бумажная книга «Не только морские рассказы». На Озоне она также присутствует.

Ну а первую статью написал в 1983 году, будучи десятиклассником, в журнал «Техника-молодёжи», и даже получил вежливый отказ на официальном бланке с подписью редактора. Тот отказ ценнее любого договора с издательством!

– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?

– Поскольку я пишу малые формы, то путь в солидные издательства заказан. Тем более что, это не ведьмаки-волшебники, детективы-ужасы или любовь-морковь. Кому интересен реализм в наше время? :) Рассылал по журналам, безуспешно.

Прорыв произошёл, когда в журнале «Парус» из самотёка (предварительно аргументированно забраковав кое-что) меня заметили и стали публиковать. Ну а дальше – самиздат. Хорошо пошла работа с издательством «Новое слово»: участие в альманахах, книга, стенд на ММКЯ-2024.

Но вот что ещё важно: наличие людей, которые тебе помогут, явившись, подобно добрым волшебникам «когда на сердце тяжесть и холодно в груди». В моём случае это были волшебницы: Ирина Калус, доктор филологических наук, профессор, главный редактор журнала «Парус» - открыла путь в мир серьёзной качественной литературы, доверила общение с нежными душами студентов; Ирина Дружинина, директор по социальным вопросам ОЭМК, депутат Старооскольского городского округа (с ней у нас общая комсомольская юность) – дала массу ценных советов и предоставила ряд возможностей; Магарита Готман, филолог, редактор, преподаватель университета, автор учебников – помогла поверить в себя. С ней я познакомился в 1984 г в Москве, умница и красавица поступала на филфак МГУ, я на техфак МИСИС… «Строков, ты дурак?» – сказала она мне, когда я начал писать под псевдонимом Андрей Костров – «С такой фамилией зачем тебе псевдоним?».

И как бы моя писательская судьба сложилась без них?

Успехом считаю весьма пространное упоминание меня в научном докладе на Международном форуме. Докладчик, молодой учёный В.В. Шинкаренко в докладе «Опыт сохранения исторической достоверности литературы в условиях вызовов современности» поставил меня в один ряд с Ю.В. Трифоновым, Ю.П. Казаковым, В.П. Астафьевым, В.М. Шукшиным и др. Приятно!

– Быть писателем трудно?

– Я не одинок в этом мнении – трудно. Но чрезвычайно интересно. Доставляют удовольствие все этапы – от задумок до «постпродакшена». Ну а главное – отзывы читателей, их глаза на встречах. Заметьте – не продажи, а живой читательский отклик, вот главный и самый приятный результат этого труда.

Отдельная трудность (от слова «труд»!) – издание. Издательствам интересны раскрученные имена. А если моё будет настолько раскручено, то зачем мне такое издательство? Справлюсь сам, опыт в бизнесе позволяет на это рассчитывать.

– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?

– В интервью «Парусу» двухгодичной давности я заявил так: «Неандерталец добыл огонь, а гомосапиенс объяснил процесс повышения температуры в результате трения. Оба они огонь добыли, но второй объяснил, как это делается и почему. И вот, чтобы не быть литературным неандертальцем, нужно не только уметь получить этот божественный огонь, но и знать теорию. Не обязательно вот так сильно в этом разбираться и есть хлеб критиков и литературоведов, но иметь представление нужно.»

Форму и способ добычи этих знаний каждый выбирает по себе, но чувство вкуса, жизненный опыт, «литературный слух» (по аналогии с музыкальным) – вот тот базис, без которого нет надстройки. «Значит, нужные книги ты в детстве читал» — лучше В.С.Высоцкого не скажешь.

– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?

Во времена СССР средний мой рассказ, будь он опубликован в солидном журнале типа «Москва» или «Нева», стоил около 250 рублей – две месячные зарплаты молодого инженера. Вот бы туда попаданцем! Три дня работы, а остальное время кайфовать в Переделкине и в ресторане ЦДЛ (доводилось бывать там ещё в те времена, когда пускали только по приглашению членов СП).

Ну а в наше время – только хобби. Но этот паровоз тянет за собой много приятных творческих вагончиков: личный музей ВМФ, лекции студентам, например, «Историческая достоверность в художественном тексте» или «Художественное пространство и время в тексте» или встречи с читателями и даже сюжет в новостях по ТВ (смотреть со второй минуты). И это далеко не полный список.

Ну а выдавать в год по 5-7 коммерческих «боярочек» с пресловутыми попаданцами и прочими эльфами оставлю «юным, не бреющим бороды». У меня ведь ещё Эльбрус на горизонте, 30 соток сада, эндурик «Кавасаки», немного гольфа и банда котов… .

– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга?

– Совершенно точно: моя первая книга – это манифест, послание всему человечеству! А значит – подход особый. Предисловие Моряка, Предисловие Литератора, Послесловие Литератора – от авторитетных людей, как гарантия качества. Фотографии (чёрно-белые, плёночные, некоторые – уникальные) мои или из моей коллекции, кьюар-коды на другие публикации – как иллюстрация авторской разноплановости и расширение бумажного горизонта. Дизайн, обложка – только хендмейд.

«Не только морские рассказы» потому, что полкниги – рассказы морские. Это и флотский юмор в стиле А.М. Покровского, и военная драма, и противостояние на море времён Холодной войны, участником которого я был, неся вахту на ходовом мостике ракетного крейсера «Севастополь».

Остальное – не морские. От историко-патриотического реализма вроде «Андрейки» (второклассник пишет рассказ о войне) или «Рождества» (история колхозной жизни 40-х годов) до мистики из жизни писателя – «Сон в зимнюю ночь», где к писателю приходит его личный бескрылый Пегас в образе кота, или антиутопии «Фиаско «Старфолла» или грустная история блогера, который заработал много денег и потерял всё».

А вот про любовь – только один рассказ «Гроза», дамам рекомендую начать чтение с него. И вот тут прицепом сразу же идёт вторая книга – целиком о любви, хотя планировал в виде третьей части. И сразу же три повести на основе рассказов – читатель потребовал продолжения банкета! Всё в работе, но пока не знаю, что из этого выйдет на бумаге.

Внезапно подошёл долгожданный свежий выпуск «Паруса» №91 с рассказом «Шампань коблер»: стиляги, комсомол, любовь, рок-н-ролл. (ссылка). А по рассказу уже написан мини-мюзикл для студенческого театра.

Вот так и появляется «вторая книга», дорогу осилит идущий, чего и желаю всем моим коллегам.

– Вам сложно оттого, что все в Москве, а вы нет? Реально ли издаваться, живя в регионе?

– «При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт – это такой пустяк, что об этом смешно говорить», – товарищ Бендер разбирался в издательском деле и предвидел дальнейшее развитие технологий.

А если нужно приехать в Москву или Санкт-Петербург, то для меня это отличный повод и масса дополнительного удовольствия. Эльбрус и прочие подождут. Так что мне совсем нетрудно это делать, живя в Кисловодске.

__________________________________

Удачи, Андрей! Похоже, что писательских планов еще ой-ёй сколько. И уверена, что уж где-где, а среди дзеновцев найдутся ваши читатели.

Если вы хотите стать героем рубрики, то напишите мне на kirikatomsk@gmail.com