Найти в Дзене
Ивановский "миф"

Отцовские строки

В этих стихах ивановский поэт Дмитрий Семёновский (1894-1960) написал о смерти единственного сына. Очень простые, но от того сильные строки: На фронте, в сугробах Смоленщины,
Ему привелось умирать.
Хорошая русская женщина
Склонялась к нему, как мать. Ей горе слезою непрошеной
Бессонный туманило взгляд.
Лежал он, как цветик подкошенный,
Неведомый мальчик-солдат. Сын Семёновского – Коля – поздний и любимый ребенок, талантливый музыкант (его скрипка молчаливо хранится сейчас в литературном музее ИвГУ). Парень погиб на фронте в 1943 году – не от ранений, а от банального воспаления легких. Об этом родителям в Иваново написала врач полевого госпиталя, на ее руках «мальчик-солдат» и скончался: Дышал он почти до рассвета. Сидела она, грустя, И все ей казалось, что это Страдает ее дитя. И бережно очи закрыла Она ему тонкой рукой, А утром его проводила В дорогу на вечный покой. Тем военврачом была Елена Константиновна Семенова, она прошла войну до рейхстага. Между доктором и родителями пог
Ивановский писатель Дмитрий Николаевич Семеновский
Ивановский писатель Дмитрий Николаевич Семеновский

В этих стихах ивановский поэт Дмитрий Семёновский (1894-1960) написал о смерти единственного сына. Очень простые, но от того сильные строки:

На фронте, в сугробах Смоленщины,
Ему привелось умирать.
Хорошая русская женщина
Склонялась к нему, как мать.

Ей горе слезою непрошеной
Бессонный туманило взгляд.
Лежал он, как цветик подкошенный,
Неведомый мальчик-солдат.

Сын Семёновского – Коля – поздний и любимый ребенок, талантливый музыкант (его скрипка молчаливо хранится сейчас в литературном музее ИвГУ). Парень погиб на фронте в 1943 году – не от ранений, а от банального воспаления легких. Об этом родителям в Иваново написала врач полевого госпиталя, на ее руках «мальчик-солдат» и скончался:

Дышал он почти до рассвета.

Сидела она, грустя,

И все ей казалось, что это

Страдает ее дитя.

И бережно очи закрыла

Она ему тонкой рукой,

А утром его проводила

В дорогу на вечный покой.

Тем военврачом была Елена Константиновна Семенова, она прошла войну до рейхстага. Между доктором и родителями погибшего красноармейца – незнакомыми ей людьми – завязалась переписка. После войны Семеновские не раз приезжали к Елене Константиновне в Загорск. Стихотворение, которое я цитирую, написано в 1947 году и посвящено как раз Е.К. Семеновой, называется оно «Рядом с нею»:

И близким его написала

И в сердце своем нашла,

Врачуя их боль, немало

Участия, ласки, тепла.

И лучше ее, роднее

С тех пор у них нет никого.

Им видится рядом с нею

Любимый облик его.

«Хорошая русская женщина». Врач полевого госпиталя Е.К. Семенова.
«Хорошая русская женщина». Врач полевого госпиталя Е.К. Семенова.

Эти четверостишия вошли во все сборники Семёновского – поэт много издавался в советское время, последнее собрание сочинений вышло в Иванове два года назад. Царапают память и другие стихотворения, посвященные памяти сына: «Тень», «Перекличка писем в край из края», «Мать солдатская», «Рубашка». Для Семёновских – потеря единственного сына была страшной трагедией. Но при этом они не озлобились, не растеряли нежности и чуткости по отношению к другим. Современники отзывались о Д.Н. Семеновском – «человек-голубь». Михаил Дудин, вспоминая о своем приезде в Иваново после войны, рассказывал, что один из первых визитов нанес к «своему наставнику, тишайшему человеку с голубыми глазами под навесом клочкастых бровей и неслышной походкой, с тихим хрипловатым голосом, произносящим только правду, к редкому русскому поэту Дмитрию Николаевичу Семеновскому».

Поэт Д.Н. Семеновский с племянником Сережей и котом Васькой
Поэт Д.Н. Семеновский с племянником Сережей и котом Васькой

…О военвраче, которому посвящено стихотворение «Рядом с нею», практически ничего не было известно. Совсем недавно нам в редакцию написал ее внук – питерский дьякон Николай Андреев. Он начал делиться фотографиями, семейными историями. Он помнит Варвару Григорьевну Семеновскую – жену поэта. Овдовев, она приезжала в Загорск уже одна, подолгу гостила у бывшего военврача.

Признаюсь, что возникшая переписка была радостной и неожиданной. Уже потом Николай Андреев объяснил, что в декабре умерла его мама (дочь Е.К. Семеновой): «И я очень остро почувствовал, что я последний «носитель» памяти тех, кого помню».

Николай Голубев