На полях жестокой и беспощадной Первой мировой войны проявляли чудеса героизма и отваги не только мужчины.
Постоянно находясь в смертельной опасности, одной хрупкой девушке удалось не только вынести с мест сражений 600 раненых солдат и офицеров, но и в первый и последний раз в своей жизни взять на себя роль командира, поведя изможденных бойцов в атаку, и даже получить за свой подвиг орден Святого Георгия IV степени. К сожалению, посмертно. Речь пойдет о сестре милосердия Римме Михайловне Ивановой.
До войны
Девушка появилась на свет в Ставрополе 27 июня (по новому стилю) 1894 года. У Риммы было двое старших братьев. С детства она любила играть во все мальчуковые игры. Когда девушку спрашивали, кем она хочет стать, та отвечала: «Солдатом!».
В восемь лет Иванова поступает в Ольгинскую гимназию в родном Ставрополе. Уже на столь раннем этапе жизни показывает свой железный характер и стремление без раздумий прийти на помощь.
Одна из ее одноклассниц рассказывала, как однажды, прогуливаясь по лесу рядом с гимназией, Римма и её подружки услышали крики о помощи. Это кричал тонущий в пруду подросток. Все, кроме Ивановой, начали в панике звать на помощь, но только Римма, ничего не боясь, бросилась в воду в том, во что была одета, и, словно профессиональный спасатель, вытащила мальчика из воды.
Девушка окончила гимназию в 1913 году, после чего отправилась работать учительницей в земскую школу. Но это было не ее призвание. В своем письме родителям Римма отмечала:
«Я хочу помогать людям. Учение детей - это сейчас единственная посильная помощь, которую я могу оказать, но не та, на которую я способна».
Дан старт войне
Через год после окончания гимназии началась Первая мировая война. Узнав об этом, Римма сразу же оставила место учителя, уехала обратно в Ставрополь и поступила на курсы сестер милосердия. Окончив их, 17 января 1915 года добровольно ушла на фронт, обманом попав в расположение 83-го Самурского пехотного полка под именем Ивана Михайловича Иванова в качестве добровольца-санитара. Девушка сделала короткую стрижку, однако обман вскоре был раскрыт и Римма осталась служить в войсках под своим именем.
В течение последующих девяти месяцев сестра милосердия самопожертвенно выполняла свой долг. К каждому раненому она относилась как к родному, делала все возможное, чтобы облегчить человеческие мучения. Её авторитет в полку был не неоспорим, а солдаты называли девушку «Святой Риммой».
Родители очень беспокоились за судьбу дочери, но та успокаивала их в своём письме:
«Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Но ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу… Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше… Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».
Роковой день
В начале злополучного сентября она написала родителям несколько писем с фронта:
«Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо… Дай вам Господи здоровья. И ради нашего счастья не унывайте».
Жизнь Риммы Ивановой оборвалась 9 сентября (по новому стилю) 1915 года в возрасте 21 года в ходе наступления на германские позиции у села Доброславка Пинского уезда Минской губернии (сегодня — Пинский район Брестской области Белоруссии).
Русские войска подвергались массированному обстрелу. Спасти ситуацию могла лишь успешная контратака. Однако двое офицеров, которые могли бы повести за собой солдат, погибли. Положение ухудшалось, рота несла потери, а боевой дух бойцов начал падать. Когда Римма поняла, что рота осталась без командования, молодая девушка в белом платке сестры милосердия сказала: «Солдаты, за мной!», и стремительно выскочила из окопа, направившись к вражеским позициям. С криками «Ура!» все солдаты, которые могли держать в руках оружие, ринулись за своей сестричкой.
Вражеская территория была захвачена, но Римму Иванову смертельно ранили разрывной пулей в бедро, и вскоре она скончалась. Все сослуживцы горько оплакивали девушку.
Солдаты, выносившие тело Риммы с поля боя, передали, что последними словами девушки были: «Господи, спаси Россию!».
Тело Риммы Ивановой было отправлено в Ставрополь. Встречать гроб вышел весь город, а во время отпевания священник храма в честь апостола Андрея Первозванного протоиерей Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову».
Награда находит героиню
По прошению личного состава 105-го полка Николай II своим указом от 17 сентября 1915 года наградил посмертно Римму Иванову орденом Святого Георгия IV степени. Она стала единственной женщиной в истории России, удостоенной этой награды за мужество, проявленное в бою. Этим орденом награждались исключительно офицеры-мужчины, но император сделал исключение для отважной защитницы Отечества.
В заключение
26 сентября 1915 г. Римма Иванова была с воинскими почестями похоронена в Ставрополе возле Андреевской церкви. Однако после революции 1917 года ее надгробие было снесено.
В 1994 году в память о подвиге Риммы была установлена мемориальная доска на здании бывшей Ольгинской гимназии. Тогда же у Андреевской церкви на предполагаемом месте могилы сестры милосердия было восстановлено надгробие.