Найти в Дзене
Ника Калашникова

записки поэта о русской революции

по книге Бунина И. А. «Окаянные дни» почему мне хочется поговорить об этом произведении сейчас. честно, просто потому что я его только недавно впервые прочитала и была поражена им. «Окаянные дни» не публиковали в составе собрания сочинений в советское время. видимо по этому, оно долго не попадалось мне в руки. книга тяжёлая, нервная, прочитав её, я несколько месяцев вынашивала в душе оставленное впечатление. а остановила свой выбор на ней, потому что это произведение о сложных временах, затронувших в том числе и историю моей семьи, то есть помогает мне сегодняшней понять, осознать обстоятельства, в которых тогда находились мои прародители. в России, как известно, сложных периодов истории было не мало. да, и сейчас не легко; но чтобы понять, насколько несравненно легче, как раз можно прочитать «Окаянные дни». кроме того, бунинский высокий слог, внимание к деталям, в по сути, дневниковых записях поднимает планку требований к себе в своей текущей повседневности - одновременно возвышает и

по книге Бунина И. А. «Окаянные дни»

почему мне хочется поговорить об этом произведении сейчас. честно, просто потому что я его только недавно впервые прочитала и была поражена им. «Окаянные дни» не публиковали в составе собрания сочинений в советское время. видимо по этому, оно долго не попадалось мне в руки. книга тяжёлая, нервная, прочитав её, я несколько месяцев вынашивала в душе оставленное впечатление. а остановила свой выбор на ней, потому что это произведение о сложных временах, затронувших в том числе и историю моей семьи, то есть помогает мне сегодняшней понять, осознать обстоятельства, в которых тогда находились мои прародители. в России, как известно, сложных периодов истории было не мало. да, и сейчас не легко; но чтобы понять, насколько несравненно легче, как раз можно прочитать «Окаянные дни». кроме того, бунинский высокий слог, внимание к деталям, в по сути, дневниковых записях поднимает планку требований к себе в своей текущей повседневности - одновременно возвышает и открывает новые глубины чувствования и проживания.

кстати, заключительная часть книги посвящена воспоминаниям - очеркам о друзьях и знакомых Бунина - известных личностях своего времени. то есть вначале запечатлённый в моменте срез времени; а затем личности, оставившие в нем след - портреты в раме истории. но не парадные и формальные, а яркие и живые, часто с личными, почти интимными подробностями.

фото: @ronster_production Мемориальная табличка на доме на Поварской улице, Москва, 2024
фото: @ronster_production Мемориальная табличка на доме на Поварской улице, Москва, 2024

вообще-то, дневниковые записи особая писательская ипостась: здесь автор как никогда обнажен. и только истинное величие в такой момент не может умалиться. Бунин же остается первичным, как античный герой: прямолинейным и педантично честным с собой и читателем. без сомнения, дневники он писал для истории, добросовестно стяжая наследие дней для потомков. отсюда эта бескомпромиссная требовательность, эта заносчивость перед сиюминутным. его душа - хрустальное зеркало, его разум - точно выверенный метафизический механизм по трансформации, переработке действительности; но жар его сердца так надрывно горяч, что и ныне читать "Окаянные дни", словно делать работу над ошибками, невольно сравнивая себя с его гением. тут необходимо отдать должное: Бунин - истый патриот и христианин, столб российского дворянства, и он болезненно не примерим к революционным порядкам 1917 года и последующей Гражданской войны; но об отстраненности не может быть и речи. он - безоружный интеллигент, перед лицом голиафа народной смуты не сдается, не опускает рук, он целит словами, как камнем в праще, метко разоблачая зло и грубую пошлость кровавой вольницы.

да, Иван Алексеевич, конечно, в первую очередь - писатель, и писатель великий. в этом его рваном, как рифмованные строчки, рассказе, боль и отчаяние переплетены с трепетной надежной и невероятно деятельной, насыщенной жизнью в гуще событий русской революции - как стихи, написанные в горячке смертельно-опасной болезни, а сам он, словно оголенный нерв, искрящей силовой провод осмысления происходящих событий. через эту тяжелейшую душевную работу: рефлексия трансформируются - в исторические событие, слом строя и становление нового миропорядка; распад великой империи - в Литературу.

-2