21 Июня 2025 года легендарному певцу Виктору Цою исполнилось бы 63 года. Но судьба распорядилась так, что он погиб в своей любимой машине, которую купил недавно. Эта была не единственная машина у певца, он передвигался на многих марках (об это мы сегодня поговорим). Я уже делал, несколько интересных статей про знаковые машины знаменитостей. Но первая машина Цоя и его смерть от нее - до сих пор тема для многих споров
Виктор Цой был достаточно простым и не пафосным человеком, даже когда на него свалилась «союзная» слава. Как пишут многие «эстрадные критики» тех лет, Цой был звездой номер «1» в СССР, он даже обгонял по популярности Пугачеву. Но опять же оставался очень скромным и добрым человеком.
Если взять автомобили, на которых передвигался Виктор Цой, то изначально это были в основном либо служебные автомобили, либо наемные (частные с водителем).
Их было много, изначально это был ГАЗ – 24 (ВОЛГА), но позже он передвигался и на обычной ВАЗ-2106 (или ШЕСТЕРКЕ), ВАЗ 2108 (друзей), служебный РАФ и т.д.
Почему у Цоя не было своей машины
Про это мало кто знает, но Виктор Цой не служил в армии. Родился он в 1962 году и через несколько лет ему поставили «биполярное расстройство», при медицинской комиссии ему дали «белый билет».
Как известно, что призывают в армию с 18 до 27 лет. С таким диагнозом он не мог получить водительские права. На права также нужно пройти медицинскую комиссию. Соответственно водить машину он также не мог.
Однако после того, как ему исполнилось 27 лет, он повторно прошел мед.комиссию, на которой консилиум врачей признал диагноз ошибочным.
После этого Цой отучился в течение года на права, и уже в 1990 году получил право вождения автомобиля
Как говорил инструктор Цоя, он много филонил. Понятно звезда, вечно гастроли и прочее, но много часов на вождении его не было
Ну а пока прав у него не было, его возили водители
По воспоминанию некоторых, Цой всегда бурно интересовался автомобилем, будь то обычная ШЕСТЕРКА, ВОЛГА или даже автобус. Ему всегда хотелось самому водить свой собственный автомобиль. Для него эта была навязчивая идея
От пафоса, до автобуса
Виктор Цой никогда не гнушался простой бытовой жизнью. Если за ним не приезжал автомобиль, он мог запросто поехать на автобусе до нужной точки. У фанатов осталось огромное количество фотографий Цоя из обычных рейсовых автобусов
Конечно же, его очень быстро узнавали, старались взять автограф. И как он сам шутил – что зайти в автобус легче, чем выйти (фанаты мешали)
Поэтому в последствие если он и ездил в автобусах, то старался с друзьями.
Продюсером у Цоя, стал Юрий Айзеншпис. После того как Цой приобрел огромную популярность, Юрий старался чтобы певец не передвигался обычным транспортом, это банально было опасно. Поэтому всегда присылал за ним водителя, либо автобус.
Есть один знаменитый случай, произошел он 24 Июня 1990 года в Лужниках. Там у Цоя был концерт. Айзеншпис, чтобы подчеркнуть важность персоны, очень сильно постарался и прислал за певцом «ЧАЙКУ» (ГАЗ-14), для этого ему пришлось писать письма Совету министров того времени.
Машина по тем временам космическая по своей значимости, ведь на ней передвигалось только «политбюро» и для простых «смертных» она была не доступна.
Цой стал вторым певцом в стране, за которым приехала представительская «ЧАЙКА». Первой певицей была Пугачева
Зарубежные автомобили
В СССР иномарки у него не было, однако он сильно дружил с Джоанной Стингрей (американская певица, актриса, позднее продюсер).
Познакомились они в 1984 году. Она была за мужем за гитаристом легендарной группы «КИНО» Юрием Каспаряном. И как признавалась сама певица – что мы жили трое, Виктор всегда был рядом (иногда 24 часа), мы были его дом и его семья
Справедливости ради, стоит отметить, что Джоанна все же больше жила в США и только иногда прилетала в Россию
Также стоит вспомнить как Цой и Каспарян впервые посетили США. Было это в Феврале 1989 года.
Она так пыталась удивить ребят, что на все сэкономленные деньги катала их две недели по стране. А в аэропорт пригнала белый лимузин с кожаным салоном, баром и телевизором. Что произвело на ребят просто неизгладимые впечатления.
Две недели Джоанна была постоянно за рулем. Однако они заезжали к отцу Джоанны, у которого был «Кадиллак» и он разрешил ребятам прокатиться на нем на безлюдной стоянке и дороге. Водители они были так себе, но у обоих горели глаза, для них это было что-то волшебное.
Покупка МОСКВИЧ 2141
Помощником Айзеншписа на тот момент был Иосиф Пригожин, который только начинал свою продюсерскую карьеру (да – да это муж певицы Валерии). Он выполнял все не сложные задания.
После получения прав Виктор Цой захотел себе автомобиль. Да не просто какой-то, а самый крутой на данный момент. Вспоминает Иосиф Пригожин:
"Я думал он купит ВОЛГУ, а ему почему-то очень сильно нравился МОСКВИЧ 2141, который только появился на заводе и был достаточно прогрессивной машиной тех лет."
Достать его было очень сложно, ведь выпуск только начинался, и за машиной стояли очереди.
Однако Юрий Айзеншпис включил все свои связи и сказал Пригожину – «поедешь с Цоем на завод и купишь МОСКВИЧ 2141, который он хочет, серого цвета».
«Мы так и сделали, тогда не было никаких банковских переводов, все деньги передавались наличкой. Машина стоила тогда 32500 рублей, это целый пакет денег» – вспоминает Пригожин.
Денег Цой в руки не брал, за все отвечал именно Иосиф. Как сказал Айзеншпис – "приедете на завод и просто передашь пакет, так мы и сделали. Даже не пересчитывали деньги."
"У Цоя не было большого водительского стажа, да и у меня он был не больше. Однако гнал машину именно я, Цой сидел рядом и очень ревностно относился к моему вождению."
Говорил: – «Йося не гони, посмотри какая она у меня красивая, я про нее песню сочиню». Он реально влюбился в эту машину с первого раза.
А потом произошло то,что наверное вы все знаете. 15 августа 1990 года в 11 часов 28 минут на 35-м километре шоссе Слока — Талси, что под Ригой, Виктор Цой разбился на своем новом автомобиле.
По материалам следствия, он выехал на встречную полосу, где столкнулся с ИКАРУСОМ-250.
Машина Цоя передвигалась со скоростью 100 км/ч, удар оказался такой силы, что выжить певцу шансов не было.
19 августа 1990 года певца похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург).
Номерной знак автомобиля - Я 6832 ММ. Машина была на Цое по генеральной доверенности. После аварии, как говорила мама певца, восстанавливать было нечего, была просто груда металла.
Хотя сейчас ходят байки, что машину все же восстановили, и она находится у кого-то в коллекции.
Однако, как говорит Сергей Бурмистров, глава аукционного дома «Литфонд», который продавал «покареженный» номер (Я 6832 ММ) с аукциона: "Если бы машина осталась цела, мы бы про нее знали".
Сейчас существуют много обсуждений по поводу смерти певца, что это он не сам, это агент ЦРУ, что его уже привезли туда на разбитой машине и т.д.
Но все же стоит помнить, что он был начинающий водитель, водил он не важно, да и стажа у него не было.
Певец, который был добрым, отзывчивым, не пафосным человеком, который всю жизнь хотел получить себе автомобиль, после его получения погибает от него же. Какая «злая ирония» судьбы.
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: