Вот я стою, смотрю на оживленный, уютный поселок, выросший за последний годы на бывших совхозных полях. Где-то лает собака, жужжит электропила, громыхает по грунтовой дороге Газель, груженая досками. Пахнет дымом. Смотрю - и вижу, как жизнь берет свое, щебечет детскими голосами, плывет откуда-то издали незатейливой музыкой. Расскажи кому из нынешних дачников, что у них под участками - не поверят, покрутят у виска, выгонят.
Вот какой-то мужик толкает перед собой тачку с ветками, преодолевает канаву по краю участка, вываливает свой груз в небольшой перелесок между участками. Там - целая гора округлых камней; валуны туда стаскивали в советское время, когда распахивали бывшую финскую деревню Куутерселькя под сельскохозяйственные угодья. Оттого среди камней виднеются кирпичи, какое-то рваное железо. Сюда же, в эту здоровенную кучу, по всей видимости, стащили и обломки советского самоходного орудия Су-76, погибшего в тяжелом бою за эту деревню в июне 1944 года. Смотрю на мужика с тачкой и вспоминаю 2012-й. Тогда мы потратили целый день, чтобы из нагромождения валунов извлечь люк механика-водителя этой "Сушки". Много десятилетий назад его сорвало взрывом, и казалось, что тяжелая броневая крышка тяжело вздохнула, когда вдруг снова увидела белый свет.
___________
Тяжелейший танковый бой прямо в деревне Куутерселькя разгорелся 15-го июня 1944 года, когда части Красной Армии пошли на штурм финской оборонительной линии VT. Эта фортификационная полоса проходила как раз через поселок. Накануне советская пехота и танки прорвали первый укрепленный рубеж, но в ночь с 14-го на 15-е июня финны срочно перебросили в Куутерселькя бронебригаду под командование Рубена Лагуса. Рано утром самоходки с крестами на броне вышли к окраине деревни и вступили в бой. Сражение длилось почти весь день, деревня была полностью уничтожена. Как рассказывали старожилы, разбитые и сгоревшие танки стояли на своих местах вплоть до шестидесятых. Потом приехали военные, все порезали и вывезли, а исчезнувшая деревня превратилась в те самые совхозные поля, которые в середине 2010-х отдали под дачные участки.
___________
...Вот видавшая виды "буханка" ковыляет по технической дороге вдоль газопровода. Труба пересекает часть поля во всю его ширину, и дачные домики теснятся на почтительном удалении от нее. Метров триста - и будет старая круглая роща, как будто бы лишняя в этом полевом пейзаже. 15 лет назад мы поняли, почему ее обошли трактора, распахивавшие бывшие деревенские угодья. Прямо в эту рощу заходит линия финских гранитных противотанковых надолб и поворачивает там на девяносто градусов. 15-го июня 1944-го именно этот поворот стал смертельной ловушкой для советского тяжелого танка КВ-1С. Похоже, что огромная машина уперлась в этот угол и остановилась. Этого хватило финнам, чтобы открыть по ней прицельный огонь. В танке сдетонировал боекомплект, и оторопь берет, когда представляешь себе силу этого взрыва. Вся эта круглая роща посреди поля - это и есть КВ, превратившийся в груду бесформенных обломков. Фрагменты брони, изувеченные торсионы, разбитые приборы, порванные провода и трубки, деформированные латунные артиллерийские гильзы - все это до сих пор там, в той самой роще посреди нового поселка. Тогда, 15 лет назад, мы с немалым трудом смогли вытащить из глубокой воронки командирскую башенку от этого танка. Вспученную взрывом, треснувшую, но уцелевшую.
Потом мы еще не раз возвращались в эти поля с их перелесками. Нашли место, где погиб Т-34 - вытащили половину подбашенного погона и то, что осталось от его ходовой. Долго и упорно выбирали из многократно перепаханного грунта куски брони и исковерканного металла. На краю поля нашли две сросшиеся воронки. В одной была гигантская куча ржавого и бесформенного железа, а во второй - советская каска с черепом внутри. И больше ничего. Давно утихшая война говорила с нами на языке загадок и недомолвок. До тех пор, пока в 2017-м не началась новая жизнь этих полей. Прямо по старой пашне пошли бульдозеры - стали прокладывать дорожки будущего коттеджного поселка. И тут вдруг оказалось, что в этих самых полях, под всеми этими обломками техники, осколками и стреляными гильзами до сих пор держат свои рубежи красноармейцы. Грейдер шел по целине, обнажая одну за другой воронки с останками солдат.
Я как-то писал об этой истории отдельную статью:
Тогда, в 2017-м, мы несколько недель подряд ездили туда, где когда-то была деревня Куутерселькя. Ходили, как чайки, за тракторами, смотрели, что они выворачивают из земли. История представала перед нами взбудораженной старухой, которую зачем-то выдернули из долгого сна. Мы натыкались на все новые и новые фрагменты брони, находили остатки сельскохозяйственных машин, а между ними - собирали бытовую мелочь, оставшуюся в земле от деревни, сгоревшей в огне большой войны. Все смешалось, все перепуталось в этих полях.
А когда на бывших сельхозугодьях стали расти бытовки и домики нового коттеджного поселка, мы нашли управляющего, попросили записать наши телефоны и звонить, когда садоводы начнут натыкаться на останки и артефакты. С тех пор прошло почти десять лет. За все это время лишь однажды к нам в музей, который находится в километре от полей, приехал рабочий на велосипеде. Привез картофельный мешок, в котором были останки, советские солдатские ботинки и финский противогаз. Сказал, что нашли, когда прокладывали дорожку к дому. А где именно - хозяин не велел говорить.
А что с теми артефактами, которые мы в разные годы вытаскивали с этих полей? А у них у всех - новая жизнь.
Люк от самоходки Су-76 мы отдали людям, занимающимся реставрацией и реконструкцией исторической техники. Его почистили, покрасили, добавили недостающие детали и механизмы - и установили на реплику танка Т-70. Эта машина и по сей день принимает участие в военно-исторических реконструкциях, выставках и киносъемках. И мы очень надеемся, что там рассказывают гостям - откуда эта деталь и какая у нее история. Фотографии этого танка я выложил в нашем телеграм-канале:
Изуродованная внутренним взрывом командирская башенка от КВ-1С вот уже много лет встречает всех посетителей мемориально-исторического района "Куутерселькя 1944". Мы сделали для нее небольшой постамент, установили табличку, где рассказали все, что знаем о судьбе этого танка. Каждый год летом башенка эта всегда утопает в цветах.
А вот подбашенному погону от "тридатьчетверки", погибшей в полях Куутерселькя, увы, не повезло. Мы отдали его в краеведческий музей г. Рощино, но вскоре здание музея было признано аварийным, артефакт вынесли во двор, где его и сперли залетные гастарбайтеры.
Но каждый раз, когда на горизонте уже отчетливо нависает весна, когда вот-вот снег начнет чернеть и исчезать, мы с волнением ждем - что-то да будет в этом новом сезоне?
Поиск продолжается.