Продолжая двигаться по Караканскому бору, мы подъезжаем к конечной точке нашего путешествия.
*Село Чингиссы
А значит, пришла заключительная часть моих фото-заметок из этого путешествия. Вот уже проезжаем реку Малый Чингис, а за ней и указатель старого села Чингиссы. Первые упоминания о котором были аж в 1630 году.
Для меня это село интересно тем, что заполнение Обского водохранилища в 50х годах прошлого века разделило его на две части: береговую и островную. То-есть часть деревни было попросту затоплена. В последствии эти части соединила дамба.
А как писала в то время газета "Советская Сибирь" : Всего при строительстве ГЭС в Обском водохранилище сгинул 51 населенный пункт, было полностью затоплено 3249 дворов, также частично затоплено 3349 дворов. Да и мой родной город Бердск начал строиться заново, после затопления исторического места, где стояло село с Белокаменной церковью - Бердское. Вся историческая часть города Бердска находится под водой.
Вот такая не простая судьба этих мест. Но село Чингиссы сохранилось, хоть и утратила какую то свою часть подтопленную Новосибирским водохранилищем. Люди живут, восстановлена старинная церковь, действует паром ...
Места здесь красивые. Не очень людно, шумные дороги проходят вдалеке. Какие то сельские дома с участками куплены городскими под дачи. Шумный мегаполис Новосибирск находится не так уж и близко. По противоположному берегу проходит трасса Новосибирск - Спирино. А от Спирино ходит паром на Чингиссы. Дачники, рыбаки, грибники этим маршрутом постоянно пользуются. Да и мы не раз заезжали в Чингиссы с противоположного берега.
Береговая часть села Чингиссы
Начнём с фотографий береговой части села Чингиссы. Именно в неё мы и въехали из Караканского бора.
Островная часть села Чингиссы.
Далее идёт дамба ко второй, островной части села. Она более интересна, здесь находится паром, красивый колодец и отреставрированная церковь.
Здесь мы были помимо этой поездки, ещё и осенью. Видно, что половина острова занимает лес. Именно в эту часть мы и отправились в осенней поездке. Но это уже другая история, которая возможно, тоже появится на этих страницах. А пока пара фотографий из осенней поездки.
---------------------------------------------------------------------------------------------Продолжу фотографии поездки в начале лета. Как видно жилых домов не так уж и много.
Всем интересно почему село названо Чингис, Чингиссы, Чингизское ... вариантов много. Не связано ли это с известным Чингисханом. По легендам, именно с ним и связано.
А легенда гласит: своё название селение получило после смерти Чингисхана, который завещал разрубить своё тело и захоронить по кускам в разных частях Монгольской империи. В курганах недалеко от Чингиса якобы покоится правая рука великого завоевателя.
Никого правда не смущает что Чингисхан умер (1227) задолго до основания села (1630). Но название есть, да и курганы тоже.
Археологами были найдены погребения воинов второй половины первого тысячелетия нашей эры. Было обнаружено и особенно богатое погребение. Известно, что в могиле лежал воин в обмундировании с колчаном, который был наполнен стрелами с железными наконечниками. Также в захоронении был найден огромный золотой однолезвийный меч или сабля. По мнению археологов, захоронение связано со сражениями войска Тартлавы.
Памятник погибшим в годы Второй Мировой войны
Посетили традиционно и памятник воинам погибшим во Второй мировой войне.
Православный храм - Церковь Петра и Павла
Михаил поехал снимать церковь с коптера, а мы с внуком решили прогуляться до неё пешком от дамбы по берегу Обской протоки.
Недалеко от берега стояла одинокая оградка с крестами. По табличке на одном из крестов было понятно, что захоронение 30х годов прошлого века. Почему они находятся здесь, вопрос.
А вот нашёл статью в интернете, в ней такие строчки: Храм привлекает основное внимание путешественников в Чингисе, но мало кто замечает заросший бурьяном пустырь, на котором сейчас пасутся коровы. На этом участке когда-то располагалось сельское кладбище, где, начиная с 1720-х-30-х годов, хоронили первопоселенцев.
Значит здесь всё-таки было старое кладбище.
Идём дальше. Коровки разлеглись на зелёной лужайке. И вообще как то тихо и безлюдно. Слышу только коптер, который запустил Михаил ...
Внук заинтересовался корягами выброшенными при разливе реки на берег. Я радуюсь за него. Хоть что то отвлекает молодёжь от просиживания в смартфонах.
Сейчас начало лета и река Обь ещё не вошла в свои обычные берега. А потому вдоль побережья большие отмели. Есть шанс что-нибудь найти интересное, село то старинное. Какой-нибудь перстень с изумрудом, золото Чингисхана, ну на крайний случай от золотой монеты тоже не откажемся.
Идем искать ... Нашли, правда не то что ожидали, четыре яйца в гнезде. Толи трясогузки, может чайки. Но точно не страуса, мелковаты ...
Продолжаем поиск. Стекляшка, видимо из под алкоголя. Отчётливо читается надпись - С.Петербургъ. Поди старинная, батюшки наверное распивали, рядом церковь.
Сфотографировав, ложу на место, может кому нужнее.
Остались мы с внуком без золота. Искали, но как не старались, ничего. Толи монголо-татары здесь жили бедные, или мы не везучие.
Ладно, пойдём стволы деревьев посмотрим ограмаднейшие. Тополя и Ивы действительно по берегам Оби растут просто гигантские. Делаем несколько фотографий на память и идём дальше, к церкви.
Часто в небольших сёлах церкви на замке, а батюшки приезжие. Так и мы приезжали сюда не раз, но видели всегда церковь закрытой. Но один раз подъехав к церкви, увидел батюшку который косил траву у забора. Завидел и он нас.
Спросил он первым: Вы хотите зайти в церковь? Да и хотел бы поснимать внутри, ответил я. Без лишних вопросов он провёл нас. Меня это слегка удивило. Потому что в городе, что бы снимать в церкви надо идти за разрешением, выслушать и ответить на кучу вопросов. И ещё обзовут тебя проклятым блогером, даже не зная кто ты есть ... Это реалии с которыми сталкивался лично. А здесь ... проходите пожалуйста.
В селе всё проще: как люди, так и церкви.
А внутреннюю обстановку Чингиской церкви очень хотелось поснимать, зная информацию о том, что расписывала её художница Лариса Кононова, которая ренее расписывала купол Новосибирского театра оперы и балета.
Расписывали церковь по старинной технологии: глина предварительно высушивалась, затем измельчалась и разводилась до состояния кашицы. Глину измельчали в кофемолках. После этого в нее добавляли смесь из извести и куриных яиц, чтобы краска лучше приставала к стене. А цветную глину брали в местной реке.
Ну и Михаил время не терял. Пока мы с внуком ,бездельники, бродили в поисках золота, он облетел Петропавловскую церковь, сделав несколько кадров.
Кстати церковь, хоть и разрушалась несколько раз, но стоит на прежнем месте своей первой постройки в 1807 году. Даже фундамент и часть кладки сохранился после восстановления. Это видно на верхней фотографии, нижняя не покрашенная часть.
А наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Заедем на серебряный колодец и поедем обратно в Бердск.
Делаю последние кадры на острове. Целый отряд гусей марширующий от реки домой. Вот пришла мысль, почему так легко на душе после посещения таких мест. В городе вечная спешка: на работе, дома, на улице. Эта кутерьма тебя держит в вечном психологическом напряжении, спрятаться некуда. Здесь же время если не останавливается, то уж точно замедляется.
Хоть бы гуси прошли мимо моих окон квартиры. Но автомобили, люди ... люди , автомобили.
Хотел уже закончить это фото путешествие Бердск - Чингис, но будет ещё одна заметка. Домой мы поехали другой дорогой, через рабочий посёлок Сузун, сделав там остановку. А ещё сделали несколько кадров у села Карасёво.
А значит до новых фотографий, всем добра и мира !
# село Чингиссы # чингис # остров # река обь # новосибирское обское водохранилище # ордынский район # достопримечательности # путешествия # туризм # фотография # съёмка квадрокоптером # караканский бор # новосибирская область #
© авторы фотографий: Евгений Мухортов \ Михаил Щербенёв
Село Чингиссы, Ордынский район Новосибирской области. Западная Сибирь России
2 июня 2024 год