Найти в Дзене
Светлана Сазонова

"12 стульев" Михаила Булгакова

Все тайное становится явным или не прошло и ста лет.
Одна из целей моей литературной деятельности является популяризация литературы, особенно отечественной. Да, как ни странно, при всем обилии информации, мы с вами весьма ограничены в ее получении. Скажем, на дворе 2025 год. Я - человек, активно интересующийся литературой и всем, что с ней связано, только в прошлом году узнала о том, что существует информация - романы "12 стульев" (1927 год издания) и "Золотой теленок" (1931 г) написаны вовсе не гражданами Ильфом и Петровым, а никем иным, как Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, моим любимейшим писателем. И узнаю я это в ходе исследования о влиянии Булгаковым на русскую литературу 20 и всех последующих веков. А как бы это узнать, да? В новостях Яндекса об этом не пишут, по телевидению не рассказывают. А зря, очень зря! Уверена, что и среди моих подписчиков об этом не знает никто, хотя здесь все сплошь люди образованные и культурные. А если и знаете, то это я вам рассказала))
Так вот, д

Все тайное становится явным или не прошло и ста лет.
Одна из целей моей литературной деятельности является популяризация литературы, особенно отечественной. Да, как ни странно, при всем обилии информации, мы с вами весьма ограничены в ее получении. Скажем, на дворе 2025 год. Я - человек, активно интересующийся литературой и всем, что с ней связано, только в прошлом году узнала о том, что существует информация - романы "12 стульев" (1927 год издания) и "Золотой теленок" (1931 г) написаны вовсе не гражданами Ильфом и Петровым, а никем иным, как Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, моим любимейшим писателем. И узнаю я это в ходе исследования о влиянии Булгаковым на русскую литературу 20 и всех последующих веков. А как бы это узнать, да? В новостях Яндекса об этом не пишут, по телевидению не рассказывают. А зря, очень зря! Уверена, что и среди моих подписчиков об этом не знает никто, хотя здесь все сплошь люди образованные и культурные. А если и знаете, то это я вам рассказала))
Так вот, друзья мои, несмотря на всю кажущуюся популярность Булгакова (причем популярность непреходящую), он - великая загадка и тайна за семью печатями. Начинаешь читать, изучать - вроде бы все просто, один том прозы, не самый большой, за всю жизнь. Как половина "Войны и мира" по объему. А это как зайти в дом - знаете - бывают такие, вроде бы небольшие, а внутри просторно. А еще там есть цокольный этаж, как выясняется, подвал и какое-то темное огромное подземелье, подкоп, который ведет тебя в параллельный мир, идти по которому тебе всю жизнь, если дойдешь, конечно.
Итак, по поводу Булгакова. Судьба его была горька и полна драмы. Несмотря на признание его достоинств, с одной стороны, в литературном и культурном мире Москвы и страны, зарабатывать себе на нормальную жизнь писательским трудом он не смог. Его знали. Он общался с Ахматовой, дружил с Шостаковичем. За него вступался Горький (после обыска вернули "Собачье сердце" только после его ходатайства ).
Перед уходом Булгакова к нему приходили прощаться Фадеев и Пастернак. Михаил Афанасьевич служил в Большом театре и МХАТе, в конце концов. Но...Толком сотрудничества не сложилось. У Булгакова не было связей, влияния и, видимо, качеств, помогающих строить успешную карьеру. Так сказать, гибкостью позвоночника не обладал.
Зато все это было у Петрова, брата Катаева, влиятельного писателя и редактора. И у его друга Ильфа. Не было только выдающихся литературных идей и, тем более, сил их воплотить.
Видимо, было заключено джентльменское соглашение земляков, (киевлянина Булгакова и одесситов Ильфа-Петрова). Они познакомились и работали в редакции журнала "Гудок". Мол, идеи наши - бензин ваш. Соглашение было устным и строго соблюдалось всем участниками. И, что самое главное, весьма щедро оплачивалось. А это спасло Михаила Афанасьевича и очень поддержало его.( Об этом даже не знала супруга, видимо, которая Елена Сергеевна Булгакова. Или она тоже умела держать язык за зубами. Потому что нет ни одной записи в ее дневнике и она ничего не говорила об этом первому биографу Булгакова - Чудаковой. Но ведь Елена Сергеевна даже не все рассказы его могла прочитать - так как они напечатаны были в 20-е годы в тонких журналах, рассеянных по всей нашей бескрайней родине. А там, между прочим, был, например, рассказ "Ханский огонь", сюжет которого полностью повторяет один из сюжетов главы 12 стульев).
Как говорилось в фильме "Красная жара" - какие ваши доказательства? Ну, во-первых, есть такой раздел в науке литературоведении - текстология называется. Это, как следует из названия, анализ, сравнение текстов, сопоставление литературных фактов с биографическими и так далее. То есть вполне такая себе доказательная наука, да. И вот ну никак не мог ни Булгаков предположить, считавший себя неудачником, ни тем более его более успешные на тот момент коллеги, что он станет настолько популярным, что издадут все его тексты, отрывки, письма, дневники, а также воспоминания всех его родственников по восходящей и нисходящей линии, знакомых, соседей...И что у благодарных читателей появится возможность сравнить вот это все и найти очень много интересного! И общего.
В конце концов, сто лет назад самая смелая фантазия не могла представить себе появление Интернета. Который тоже очень помогает сопоставить множество данных.
Самое забавное, что книгу об этом - да какую! написала непрофессиональный литературовед. Ирина Амлински, кстати, тоже киевлянка при рождении, но большую часть прожившая в Германии. Она про себя пишет, что у нее из законченного учебного заведения только детский сад. А вот подишь ты, провела серьезнейшее исследование, чрезвычайно убедительное ( как сказал литературовед и исследователь Козаровецкий - уже через 15 страниц ты полностью соглашаешься с неоспоримыми доказательствами).
Знаете, я еще могу сказать и как писатель, да, потому что чувствую и понимаю другого литератора. Тем более, что Булгаков был большой любитель оставлять пасхалочки в своих произведениях, такие письма счастья последующим поколениям читателей. И вот ты внезапно понимаешь, совершенно ослепленный ярким светом очевидности, ты начинаешь видеть, что Михаил Афанасьевич - это человек богемный, остроумный, любитель дам, красивой жизни, ресторанов, мечтающий выехать за границу, но...не обладающий для этого возможностями материальными и физическими, создал на самого себя великолепную пародию - в лице Остапа Бендера. Который знает, что такое быть без дома, без средств к существованию, мошенник, но совершенно очаровательный, которому нельзя не сочувствовать всей душой...А фамилия моя слишком известна, да, чтобы ее называть? Кто сказал? Милославский, герой пьесы тоже Булгакова... Один из братьев Бендера.
Эта статья - только первая, обязательно подробнее напишу обзор на книгу Ирины Амлински и обязательно продолжу писать о Булгакове и о его творчестве.

Ссылка на видео с известным литературоведом Козаровецким, который специализируется на мистификациях в русской литературе. Он как раз подробно рассказывает о книге и о том, как работа Амлински его убедила

#булгаков

#литература

#12стульев

#проза

#роман

#козаровецкий