Найти в Дзене
Перегон

Дизель-поезда серии ДП: история легендарных составов из Венгрии

В период с 1949 по 1952 годы венгерский завод Ганц (Ganz vállalatok) в Будапеште построил серию дизель-поездов с порядковыми номерами от 01 до 08 для советских железных дорог. Эти составы стали продолжением развития серии «Hargita», которую завод выпускал с 1944 года. Чтобы отличать новые поезда от ранее поставленных дизель-поездов ДП (номера 1–10), в их обозначение добавили ноль, что привело к появлению условных названий ДП-0 или ДП-0X. Проектирование шестивагонных дизель-поездов началось в 1944 году, но было прервано Второй мировой войной. В 1946 году в рамках репарационных поставок СССР получил 10 трёхвагонных дизель-поездов ДП, схожих по конструкции. К 1949 году завод Ганц возобновил производство, и в СССР поступили первые три состава (ДП-01 – ДП-03). Всего было построено 8 поездов, состоящих из 48 вагонов (16 моторных и 32 прицепных). С 1951 года дизель-поезда начали курсировать на маршруте Москва – Ленинград, став самыми быстрыми и комфортабельными поездами своего времени. Они
Оглавление

В период с 1949 по 1952 годы венгерский завод Ганц (Ganz vállalatok) в Будапеште построил серию дизель-поездов с порядковыми номерами от 01 до 08 для советских железных дорог. Эти составы стали продолжением развития серии «Hargita», которую завод выпускал с 1944 года. Чтобы отличать новые поезда от ранее поставленных дизель-поездов ДП (номера 1–10), в их обозначение добавили ноль, что привело к появлению условных названий ДП-0 или ДП-0X.

Дизель-поезд ДП 3
Дизель-поезд ДП 3

История создания

Проектирование шестивагонных дизель-поездов началось в 1944 году, но было прервано Второй мировой войной. В 1946 году в рамках репарационных поставок СССР получил 10 трёхвагонных дизель-поездов ДП, схожих по конструкции. К 1949 году завод Ганц возобновил производство, и в СССР поступили первые три состава (ДП-01 – ДП-03). Всего было построено 8 поездов, состоящих из 48 вагонов (16 моторных и 32 прицепных).

В сборочном цеху
В сборочном цеху
Установка двигателя
Установка двигателя
Установка двигателя
Установка двигателя

Эксплуатация

С 1951 года дизель-поезда начали курсировать на маршруте Москва – Ленинград, став самыми быстрыми и комфортабельными поездами своего времени. Они развивали скорость до 120 км/ч, что было рекордом для тех лет. В 1958 году составы перевели на линию Ленинград – Нарва – Таллин, а часть передали Литовской железной дороге, где они работали на маршруте Вильнюс – Рига – Таллин.

-5

К середине 1960-х годов большинство дизель-поездов серии ДП были выведены из эксплуатации. Некоторые из них ещё некоторое время использовались на промышленных предприятиях, но до наших дней ни один состав не сохранился.

Испытания и технические особенности

28 июня 1950 года дизель-поезд ДП-01 отправился в первый испытательный рейс из Москвы в Ленинград, преодолев расстояние за 7,5 часов со средней скоростью 93 км/ч. Летом того же года состоялась пробная поездка по маршруту Москва – Сочи, которая заняла 37 часов.

Технические характеристики дизель-поездов серии ДП впечатляли:

- Длина состава: 158,7 м;

- Мощность дизелей: 2×600 л.с.;

- Максимальная скорость: 105 км/ч;

- Запас топлива: 4140 л (до 1000 км без дозаправки).

Составы формировались из двух моторных и четырёх прицепных вагонов. Кузова были выполнены из стальных элементов, а лобовая часть имела обтекаемую форму.

Комфорт и интерьер

Дизель-поезда серии ДП славились высоким уровнем комфорта. В моторных вагонах располагались купе для пассажиров, багажное отделение, туалеты и котлы для отопления. Прицепные вагоны включали кухню, буфет и пассажирские купе. Всего в поезде было 164 места для пассажиров и 14 для обслуживающего персонала.

Корридор в вагоне дизель-поезда
Корридор в вагоне дизель-поезда
Вагон-купэ Дизель-поезда ДП
Вагон-купэ Дизель-поезда ДП

Интерьеры отделывались полированной фанерой из орехового дерева, а окна имели двойные рамы для защиты от холода. Пассажиры отмечали, что поездка на дизель-поезде не уступала по комфорту знаменитой «Красной Стреле».

Дальнейшая судьба

К 1960-м годам дизель-поезда серии ДП постепенно выводились из эксплуатации. Некоторые составы использовались на промышленных линиях, например, на комбинатах «Кузбассуголь» и «Тулауголь». Один из вагонов ДП-06 даже получил прозвище «Голубой Дунай» благодаря своей окраске.

К сожалению, ни один из дизель-поездов этой серии не сохранился до наших дней. Однако их наследие живёт в истории железных дорог как пример инноваций и высокого уровня комфорта середины XX века.

Интересные факты

- Дизель-поезда серии ДП были первыми в СССР, кто развивал скорость до 120 км/ч.

- Для безопасности железнодорожникам запрещалось приближаться к движущемуся составу ближе чем на 5 метров.

- В 1950-х годах выражение «поехать на дизеле» стало синонимом комфортного путешествия.

Дизель-поезда серии ДП оставили яркий след в истории советских железных дорог, став символом прогресса и комфорта своего времени.

Кабина головного вагона в музее Будапешта
Кабина головного вагона в музее Будапешта
Кабина головного вагона в музее Будапешта
Кабина головного вагона в музее Будапешта
Кабина головного вагона в музее Будапешта
Кабина головного вагона в музее Будапешта