Церковь пыталась её похоронить, но шокирующе графическое «Апокалипсис Петра» – ключ к пониманию нашего современного образа ада.
Что если я скажу вам, что наше современное представление об аде на самом деле берёт начало из книги, которую церковь отвергла давным-давно?
«Апокалипсис Петра» – это, пожалуй, один из самых жутких и «металлических» христианских текстов, о которых вы, вероятно, никогда не слышали. Если вам казалось, что книга Откровения слишком жестока, то эта книга поднимает уровень «топлива для кошмаров» на максимум.
Почти вошёл в канон
«Апокалипсис Петра» почти стал частью Нового Завета. Однако отцы церкви спорили о том, стоит ли включать его в официальное собрание священных текстов. Некоторое время его даже считали Писанием, и некоторые раннехристианские общины читали его, как если бы он был Евангелием. Но в конечном итоге он был исключён из Библии и предан забвению, вероятно, потому что был слишком диким.
Свидетельства его почти-включения можно найти у таких раннехристианских авторитетов, как Климент Александрийский, который упоминал его в положительном ключе, и Евсевий, отмечавший, что некоторые церкви считали его каноническим. Даже Мураториев канон – один из самых ранних списков книг Нового Завета (конец II века) – обсуждает его, что показывает: текст считался авторитетным как минимум для части христиан.
О чём «Апокалипсис Петра»?
Книга представляет собой видение, которое якобы получил апостол Пётр о том, что происходит с людьми после смерти. Иисус ведёт Петра в путешествие по загробному миру – и это далеко не приятная прогулка.
Рай, разумеется, описан как солнечное и радостное место, тут ничего особенного. А вот ад – это настоящий кошмар.
Грешников жарят, расчленяют, подвешивают за языки, сжигают заживо и бросают в кипящую жижу. Каждое наказание идеально соответствует преступлению: лжецам рвут языки, убийцы подвергаются вечным пыткам, а прелюбодеи висят вниз головой над огнём. Это как «Божественная комедия» Данте, только на несколько веков раньше и ещё менее сдержанная.
Эти графические описания схожи с более поздними христианскими текстами, в которых ад изображён детализированно, что показывает: ранние христиане были увлечены наказаниями за грехи. Влияние «Апокалипсиса Петра» можно увидеть в средневековой литературе, особенно в «Видении Тундаля» и «Божественной комедии» Данте.
Древнехристианская одержимость адом
Ранние христиане были странно очарованы этими «пытками после смерти». Им было недостаточно просто верить в наказание грешников – им нужны были детали. И «Апокалипсис Петра» даёт их с лихвой.
Богохульники? Сжигаются в огненной яме.
Женщины с чрезмерным макияжем? Подвешены за волосы (простите, дамы, но в загробной жизни длинные волосы всё ещё обязательны).
Богачи, игнорирующие бедных? Жарятся заживо.
Аборт? Женщины мучаются от рук своих нерождённых детей (которые, видимо, получают удовольствие от чужих страданий).
Такое пристальное внимание к мучениям, вероятно, связано с влиянием греко-римской культуры. Описания ада напоминают сцены из древнегреческих и римских мифов, например, из «Мифа об Эре» Платона. Также можно увидеть влияние древнеегипетских представлений о загробной жизни, где грешники подвергались жестоким наказаниям.
Иисус звучит... иначе
Одной из самых странных особенностей книги является то, как в ней говорит Иисус. Он совсем не тот милосердный, прощающий учитель, которого мы знаем по Евангелиям. В этой книге он больше похож на беспощадного судью, с нетерпением показывающего Петру, насколько ужасна судьба грешников. Он прямо заявляет Петру, что большинство людей обречены и только немногие избранные попадут в рай. Забудьте о «любите врагов ваших» и «подставьте другую щёку» – этот Иисус говорит исключительно о вечных наказаниях и божественной мести.
Такая интерпретация Иисуса ближе к поздней апокалиптической христианской литературе, например, «Пастырю Ерма», где в центре внимания – суд и покаяние, а не милосердие. Некоторые учёные считают, что этот суровый тон связан с гонениями на первых христиан и их желанием справедливости по отношению к угнетателям.
Почему книгу исключили из Библии?
Если текст был так популярен, почему церковь решила его вычеркнуть? Прежде всего, даже для религии, которая любит истории о мученичестве, этот текст был уж слишком жёстким.
Кроме того, книга намекает, что грешники могут однажды выйти из ада, что не соответствовало более поздней христианской доктрине, настаивающей на вечных муках. Интересно, что эта идея временного наказания перекликается с концепцией чистилища, популярной в средневековом христианстве. Однако церковь того времени стремилась утвердить жёсткое учение о рае и аде, и книга, предлагающая освобождение грешников, становилась проблемой.
Наконец, к тому времени уже существовала книга Откровения, и церкви, вероятно, не нужна была вторая пугающая апокалиптическая история в Библии.
К IV веку «Апокалипсис Петра» был практически забыт, а церковь сосредоточилась на книге Откровения, которая всё ещё была мрачной, но больше касалась конца света, а не кровавых пыток.
Наследие книги
Хотя этот текст был отвергнут, его идеи продолжили жить. Концепция адских наказаний, соответствующих грехам, вдохновила средневековые христианские представления о загробной жизни, включая «Ад» Данте. Идея, что богатые, игнорирующие бедных, столкнутся с божественным возмездием, до сих пор встречается в современных христианских дискуссиях о морали и богатстве.
Образ Бога как судьи и мстителя, карающего с абсолютной точностью, оказал влияние на христианскую доктрину, что проявилось в гонениях на еретиков и развитии учения о вечных муках.
Интересно, что некоторые описанные в «Апокалипсисе Петра» наказания позже появились в исламской эсхатологии – не в Коране, но в хадисах, где говорится о мучениях грешников в зависимости от их преступлений, как в видении Петра. Это свидетельствует о том, что влияние текста распространилось далеко за пределы раннего христианства.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos