Найти в Дзене
CatGeek

«Черепашки-ниндзя» и Король Комиксов

В 2003 году мир увидел перезапуск культовой франшизы — мультсериал «Черепашки-ниндзя». Этот проект, в отличие от своего предшественника 1987 года, сделал ставку на глубину персонажей и сложные сюжеты, не теряя при этом фирменного юмора. Однако одна серия выделяется даже на фоне остальных — шестнадцатый эпизод первого сезона под названием «Король». Это не просто история о приключениях, а проникновенная дань уважения Джеку Кирби, легендарному автору комиксов, чьи работы стали фундаментом для Marvel и DC. В этой серии авторы TMNT соединили экшн, философию, «черепаший юмор», огромное количество культурных отсылок и личную драму, которую смогли показать удивительно хорошо.

Сделаем небольшое отступление. Первые «Черепашки-ниндзя» были нацелены на детей, что сделало этот шикарный мультсериал крайне далёким от оригинала — серии комиксов, которая также вдохновлена Джеком Кирби.

Персонажи были максимально упрощены: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело и Донателло отличались лишь цветом повязок и парой реплик. Их характеры укладывались в шаблоны: Лидер (Лео), Бунтарь (Раф), Клоун (Майки) и Умник (Донни) и практически не развивались по ходу серий. Злодеи были не менее карикатурны: Шреддер, Бибоп, Рокстеди и Крэнг — их мотивы сводились к «захвату мира», а диалоги были приправлены лишь невероятно изысканными, крайне утончёнными шутками в духе «Я превращу вас в пиццу!». Ну а черепашки отвечали остроумнее: "Жаренных гвоздей не хочешь? Нет?"
Даже Сплинтер, мудрый наставник, чаще походил на строгого дедушку, чем на серьёзного персонажа. Идеальное попадание в ЦА, что тут сказать? Фигурки продаются, лаве идёт, сериал снимается. Лишь в 8–10 сезонах появились попытки добавить драматизма, но это тема отдельного текста.

TMNT 2003: как черепашки обрели личность

Сериал 2003 года полностью изменил любимую франшизу. Авторы сохранили малость глупый юмор, но добавили развитие всех персонажей. Рафаэль раскрывается в серии «Рафаэль и малыш» или «Рассказы Лео». Рефлексии Леонардо уделено невероятное количество времени. Даже Майки, вечный балагур, становится серьёзным персонажем, например — он всегда испытывает опасные изобретения Дона. В этом сериале, который я считаю лучшим из всех, сомнения и волнения «зелёной братии» как нельзя близки к людям, особенно подросткового возраста.

Особенно ярко эволюция видна в Донателло. Если раньше он был просто «тем, кто с палкой и компьютером», то в новой версии он любознательный изобретатель, чья жажда знаний иногда граничит с безрассудством. Именно эта черта становится ключевой в серии «Король». Этот эпизод был основан на оригинальном комиксе Mirage Donatello #1 под названием " Kirby and the Warp Crystal ". Он был напечатан в феврале 1986 года.

Король.

Серия начинается совершенно обычно: черепашки проживают в квартире у Эйприл, которая от этого не очень активно страдает — в духе старых ситкомов. Эйприл и Сплинтер весьма забавно обсуждают, каково быть многодетной мамой четверых балбесов-подростков. Но тут сломавшийся бойлер вмешивается в идиллию, и его отправляется чинить Донателло, ворча как настоящий подросток («Почему я? Я же не сантехник!»). А там на него нападает страшный монстр!

В самом прямом смысле слова, даже по сравнению с черепашкой-ниндзя, монстр страшный: с рогами, умеет летать. Внешним видом он немного напоминал Халка, Доктора Дума и Тора одновременно. Но, возможно, это просто совпадение, ведь всех этих персонажей разрабатывал Джек Кирби. А потом Донни встречает жильца, который арендовал подвал дома Эйприл, — этим арендатором был художник Джек Кирби.

Джек и Донни встретились так, как должны были встретиться лучшие друзья. Первые слова, которые сказал Джек большой зелёной антропоморфной черепахе с палкой: «Что? Зелёное чудовище?» — найти более типичную фразу для первого знакомства двух друзей просто невозможно.

В момент их знакомства Джек рисовал чудовищ, но не простых, а оживающих. Всё, что сходило с рук этого молодого человека, оживало, правда, ненадолго — через пару минут рисунки исчезали. Кирби, совершенно не стесняясь, раскрывает секрет своих рисунков — волшебный кристалл, который позволяет оживить любой рисунок. Джек подчёркивает, что это не его талант оживляет вещи, а «магия». В доказательство он предлагает Донни создать собственное творение. Одной из черт личности, которую часто подчёркивали у Джека Кирби, было умение работать с начинающими художниками.

Мудрый и рассудительный Донателло проявляет собственный азарт и тягу к новым открытиям. Он соглашается и рисует человечка, который больно бьёт его по ноге. (К слову, этот момент — прекрасная отсылка на стиль работы Джека Кирби: он не просто крайне талантливый художник, он наставник, он делился идеями с новыми авторами и учит их не бояться нового опыта, экспериментировать, даже если за это можно «получить пинка»). После Джек показывает «самой серьёзной черепашке» что-то похожее на портал, Донни, совершенно не раздумывая, лезет туда — утолять жажду знаний и в погоне за азартом.

-2

Путешествие в «Четвёртый мир»

Заинтригованный Донателло уговаривает Джека показать «что-то по-настоящему крутое». Художник рисует портал, и они попадают в футуристический город, где идёт война между монстрами и защитниками.

— «Это четвёртое измерение! — восклицает Донни. — Теория мультивселенных реальна!»
— «Или просто хороший рисунок», — улыбается Джек.

«Четвёртое измерение» — прямая отсылка к «Четвёртому миру» Кирби. В кадре прямо показаны следующие, немного узнаваемые персонажи:

Воин с молотом, бьющий молнией (А не намёк ли это на Тора?).
Защитник со щитом, отражающий лазеры (Кажется, где-то мимо пробегал Капитан Америка).
Город-мегаполис с аркологиями в стиле «Нового Богов» — тут даже сомневаться смысла нет, визуальное сходство очевидно.

Далее идёт длительный и захватывающий бой, в котором защитники почти проигрывают. Но в один момент Джек понимает, что именно он — творец всего, что нарисовал. Он настоящий властелин вселенной. Изменив свои рисунки, Кирби получает всеобщую благодарность, признание, уважение, и они с Донни отправляются домой. Только вот дойти им не суждено. Ведь герои победили — полностью и безоговорочно. А значит, этот мир существовать больше не может. Он начал закрываться, и Донателло, слегка поколебавшись, выбрался в реальный мир первым.

— «Выбирайся, Дон! — кричит Джек. — Этот мир не для тебя!»
— «Но вы же...»
— «Я останусь. Здесь моё место».

Джек помог Донателло выбраться и успел послать вслед рисунок, где изображены сам Донни, созданный для него кастет, и подпись:

«Дон, радость и печаль всегда вместе. Ещё увидимся, друг. Кирби».

Финал серии далеко не простой: после нелёгкой победы, добытой дорогой ценой, нет привычного счастливого конца. Есть боль от потери, грусть и, возможно, даже чувство вины — ведь именно из-за Донни Джек пошёл туда. Однако можно ли придумать для человека, который отдал всю жизнь созданию миров, более подходящий рай?

Художник оказался в месте, которое создавал на протяжении всей жизни, имея возможность заниматься тем, что по-настоящему любил. Ведь Джек был настоящим творцом. А проводил его туда крайне любознательный, даже азартный, открытый для нового опыта Донателло. Авторы нарисовали именно того человека, которого сам Джек Кирби видел читателем своих историй и которому хотел показать фантастический мир.

___________________

Автор текста: Кирилл Латышев

Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: