Найти в Дзене
Вечерний Хэштег

Буллинг в школах: почему травля любит тишину?

Оглавление
Буллинг в школах: почему травля любит тишину?
Буллинг в школах: почему травля любит тишину?

Страшные кадры, где дети унижают, издеваются над своими сверстниками, к сожалению, стали для нас уже обычным явлением. Вот и данные ВЦИОМ говорят, что четверть россиян сталкивались с травлей в школе лично. Эту проблему заметили и на государственном уровне. В этом году примут закон о буллинге в российских школах. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелов. Инициативу поддержали и в правительстве.

Неутешительные цифры приводят уполномоченные при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова:

В аппарат омбудсмена только за прошлый год поступило более 240 обращений о детской травле. Более того, случаи буллинга есть даже в детских садах. Сегодня нет единого подхода среди образовательных организаций в отношении травли. И иногда считается, что это дело только родителей и детей, не считая с тем фактом, что сам процесс начинается и происходит в школе.

Что такое буллинг? Как с ним бороться? Поможет ли закон? И почему травля любит тишину?

Истории, которые нельзя игнорировать

В прошлом году в одной из сельских школ произошла резонансная история. В 8 класс пришла новая ученица, и вскоре в классе начался долгий конфликт, который закончился дракой в туалете и вызовом скорой помощи. Мама пострадавшей девочки рассказала о травмах: “.. Сейчас со здоровьем все в порядке. Травмы были у нее мягких тканей носа, мягких тканей головы, ушиб века окологлазничной области, ушиб гематомы век, параорбитальных областей обоих глаз. То есть лицо было сильно в синяках, нос был в крови у нее. Обширные травмы.»

Конфликт начался с первых дней, когда одноклассницы задавали провокационные вопросы, на которые девочка давала отрицательные ответы. С этого момента начались постоянные нападки: «Началось в первые же дни, когда к ней подошли новые одноклассницы с вопросами, курит ли она, пьет ли она, были ли у нее мальчики. Получили на все это отрицательные ответы. И с того момента периодически вот они ее цепляли.»

Жертвы буллинга
Жертвы буллинга

Распространенность проблемы

Уполномоченный по правам ребенка Андрей Степанов подчеркнул, что случаи буллинга не являются исключением из нормальной школьной жизни. «Это нарушение, естественно, нарушение его права на здоровую и комфортную среду, на возможность спокойно получать знания. Обращения такие есть, связаны они с тревогами родителей, прежде всего, за своих детей.» Он отметил, что травля происходит не только в школах, но и в других учреждениях, включая университеты, где возможности травли расширяются за счет информационных технологий.

Травля не ограничивается только школьными стенами; она может проявляться и в рабочей среде. Взрослые могут справляться с такими ситуациями иначе, поскольку у них больше жизненного опыта и понимания, как реагировать. Однако детям сложно самим справиться с напором агрессии, и им нужна помощь.

Андрей Степанов:

«Когда ты взрослый человек, это, конечно, тоже ужасно, но с ребенком-то здесь все достаточно тонко. У взрослого восприятия просто немножко другое. И опыт жизненный другой. Здесь, конечно, ребенок находится в таком сложном положении, потому что у него нет жизненного опыта. У него присутствуют определенные комплексы, что можно говорить, кому что нельзя говорить. Очень не хочется прослыть “стукачом”, как это принято, и поэтому справиться самому. Иногда взрослые советуют, ты вот сам справься с этой ситуацией, ты уже взрослый, выходи из ситуации. Но считаю, что обязанность взрослых прийти на помощь ребенку.»

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов
Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов

История многодетной матери: как я справилась, когда узнала, что мой ребёнок может быть причастен к буллингу

"Когда мне сообщили, что мои дети могут быть замешаны в буллинге, я испытала целый спектр эмоций: от удивления до негодования. Это были очень неприятные чувства. Но вскоре я поняла одну важную вещь: к тем, кто буллит, тоже нужно подходить с пониманием, ведь это тоже дети, и у них происходит что-то в жизни, что толкает их на такие поступки." - Ксения, многодетная мама.

Мои дети оказались вовлечены в эту ситуацию и поддержали негативный настрой, хотя у них очень доминантные характеры, и они лидеры. Они попались на этот крючок, и задача взрослых в такой ситуации — не обвинять и разделять, а решать конфликт.

Я начала разговаривать с детьми о том, что произошло, спрашивала: "В какой момент ты решил, что можешь поступить так с тем, кто слабее?" Мне важно было понять их взгляд на ситуацию. Эти разговоры, разговоры, разговоры... Я была в шоке, потому что сама всегда поддерживаю слабых, а тут увидела другую сторону в своих детях.

Когда мне позвонил соцпедагог и пригласил на беседу, я узнала, что это длилось уже какое-то время. Школа подключилась благодаря маме мальчика, которого обижали. На встрече присутствовали директор, соцпедагог и завуч. Они заняли нейтральную позицию, все старались сгладить ситуацию.

Я задала маме мальчика вопрос: "Почему вы молчали? Почему не сообщили сразу?" Возможно, у мальчика с мамой были напряжённые отношения, поэтому он не поделился с ней ранее.

У нас дома нет наказаний, я в основном взаимодействую с детьми сама, и, возможно, из-за этого есть попустительство. Я поняла, что мой ребёнок просто прощупал границы, увидел, что ничего не произошло, и продолжил. Я сказала маме: "Если бы вы сразу сказали, этого всего бы не было." Как только взрослые подключились, мой ребёнок извинился и сказал: "Я на метр к нему не подойду, прости, извини."

Эта история о том, как важно вовремя подключаться к решению конфликтов и подходить к ситуации не с обвинениями, а с пониманием и желанием помочь.

Как бы вы поступили в такой ситуации? Делитесь своими мыслями в комментариях.

Пережить буллинг и стать сильнее: личный опыт Татьяны

История Татьяны Романовой — это не просто рассказ о прошлом, а опыт, из которого можно извлечь ценные уроки.

Татьяна начала сталкиваться с буллингом в средней школе, когда переходила из 4-го класса в 5-й. В тот период она сильно заболела и пропустила много занятий. Когда она вернулась, класс уже изменился: появились новые ученики, сформировались группировки. Татьяна, по её словам, просто "не вписалась" в новый коллектив. «Это был уже совсем другой класс», — вспоминает она. Этот переход стал для неё началом трудного этапа, ведь она оказалась в изоляции.

Буллинг, с которым столкнулась Татьяна, выражался в обидных комментариях и подколах, особенно касающихся её внешности. Это были не просто шутки, а целенаправленные попытки задеть и унизить. Важно понимать, насколько такие действия могут быть болезненными для ребёнка, особенно если он чувствителен и раним. Татьяна пыталась сопротивляться, отвечать на оскорбления, но её реакции только подзадоривали обидчиков. «Мне видно, когда я расстраиваюсь», — объясняет она. Это делало её уязвимой и привлекало ещё больше негативного внимания.

Одна из самых сложных сторон её истории — это чувство одиночества. Даже подруга, с которой Татьяна дружила до пятого класса, не поддержала её в трудную минуту, предпочтя занять нейтральную позицию. Это болезненное осознание, что даже близкие не всегда готовы прийти на помощь, особенно в школьной среде, где страх быть изгоем может затмить дружеские обязательства.

Татьяна редко обращалась за помощью к родителям или учителям. В то время, когда она училась, не было принято жаловаться или искать поддержку у взрослых. Этот аспект её истории поднимает важный вопрос: как важно вовремя замечать и реагировать на подобные ситуации. «Сейчас я очень жалею, что вовремя не донесла масштаб проблемы», — говорит Татьяна. Она носила серый спортивный костюм и старалась быть незаметной, лишь бы её не трогали.

Пережитый буллинг оставил след и во взрослой жизни Татьяны. Она признаётся, что долго страдала от низкой самооценки и стремилась к перфекционизму, пытаясь доказать свою ценность через достижения. Это пример того, как детские травмы могут влиять на личность и поведение во взрослом возрасте. К счастью, Татьяна сумела проработать эти вопросы со специалистами и обрести уверенность в себе.

Её совет тем, кто сталкивается с буллингом сегодня, и их родителям — быть внимательными и не бояться обращаться за помощью. «Когда ребенка булят в школе, это очень видно», — напоминает она. Важно не оставаться в одиночестве и искать поддержку, будь то семья, друзья или специалисты.

История Татьяны — это напоминание о том, что никто не должен чувствовать себя изгоем. Мы все разные, и это нормально. Главное — поддерживать друг друга и не бояться говорить о проблемах.

Постановочная сцена. rutube.ru/channel/46161677
Постановочная сцена. rutube.ru/channel/46161677

Буллинг: понятие и отличие от конфликта

Буллинг — это термин, который всё чаще звучит в разговоре о школьных отношениях. Но что это такое? По сути, буллинг представляет собой травлю, направленную против одного из детей. Это может проявляться в виде запугивания, издевательств и других форм агрессивного поведения среди сверстников. Важный аспект буллинга — это неравенство между участниками: чаще всего жертвами становятся те, кто чем-то отличается от остальных.

Председатель организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский
Председатель организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский

Но как отличить буллинг от обычного конфликта, который тоже неизбежен в любой социальной группе? На этот вопрос ответил Андрей Крамарский, который отметил, что не каждый конфликт перерастает в буллинг. «Буллинг — это длительный процесс, — подчеркнул он. — Чаще всего к буллингу подключаются ещё какие-то дети. Это всегда коллективная история». Таким образом, буллинг отличается от конфликта своей продолжительностью и вовлечением коллектива.

Кроме того, Андрей Крамарский считает, что жертвами буллинга часто становятся дети с собственным мнением. «Проще всего 'лечь под вожака', — заметил он. — А когда у ребёнка есть своё мнение, и он не собирается уступать, то он может стать жертвой буллинга». Это мнение подчеркивает, что буллинг — это не просто подавление слабого, а целенаправленная атака на тех, кто выделяется.

Постановочная сцена. rutube.ru/channel/46161677
Постановочная сцена. rutube.ru/channel/46161677

Признаки буллинга: как распознать и помочь

Буллинг может принимать различные формы, и важно знать, как его распознать. Татьяна Клещева, эксперт в области детской психологии, объясняет, что существуют разные виды буллинга: физический, вербальный и кибербуллинг. «Самый легко определяемый буллинг — это физический буллинг», — отмечает она. Физическое насилие оставляет видимые следы, такие как синяки и повреждения на теле, что облегчает его выявление. Однако вербальный буллинг, выражающийся в оскорблениях и ярлыках, а также кибербуллинг, подрывающий репутацию через сплетни, гораздо сложнее определить.

Родители и педагоги могут заметить изменения в поведении и состоянии ребёнка. «Ребёнок становится вялым, апатичным, он начинает часто болеть и не хочет идти в школу», — говорит Татьяна. Это признаки, которые должны насторожить взрослых. На каникулах, когда давление со стороны одноклассников снижается, дети могут «расцветать», что также является индикатором проблемы.

Важно обращать внимание и на жалобы ребёнка о том, что у него нет друзей или его никто не понимает. Такие дети становятся более замкнутыми, что является тревожным сигналом для родителей. Важно создать атмосферу доверия, чтобы ребёнок мог открыто говорить о своих проблемах.

Психолог-медиатор Татьяна Клещева
Психолог-медиатор Татьяна Клещева

Доминантность и агрессия: портрет агрессора

Буллинг часто ассоциируется с агрессией и доминантностью. Но кто же такие агрессоры и что ими движет? Эксперты считают, что у агрессоров есть определённый набор характеристик. Татьяна Клещева, специалист в этой области, поделилась своими наблюдениями: «Исследователи склоняются к тому, что единого портрета жертвы буллинга нет, но есть портрет того, кто решает буллить. Агрессора».

По её мнению, агрессорами становятся дети, которые в своей семье испытывали насилие или жесткие правила. «Это дети, у которых в семье приняты жесткие правила, отсутствует теплота», — пояснила она. Такие дети могут переносить модели поведения из семьи в школьный коллектив, воспроизводя насилие, которое они сами испытали.

Татьяна также отметила, что агрессоры часто живут в условиях непоследовательных наказаний: «Сегодня тебя за это наказали, завтра за другое — непоследовательность». Это создаёт у детей нестабильное представление о том, что является приемлемым поведением, что может привести к агрессии в отношении сверстников.

Постановочная сцена. rutube.ru/channel/46161677
Постановочная сцена. rutube.ru/channel/46161677

Лидерство и жертвы: как формируются роли

В школьной среде часто идёт невидимая борьба за лидерство, и это может стать причиной буллинга. Андрей Крамарский отметил, что «начинается битва за лидерство в коллективе». Когда борьба за лидерство превращается в угнетение одного человека, это уже можно считать буллингом. Здесь важно понимать, что жертвой буллинга может стать не только слабый или отличающийся ребёнок, но и тот, кто пытается отстаивать своё мнение.

Часто в сознании людей существует стереотип, что жертва буллинга — это слабый человек. Но, как подчеркнула Татьяна, «это может быть человек, который чем-то отличается, это инаковый». Жертвы буллинга могут быть разными, но объединяет их одно — они становятся мишенью для агрессоров, которые стремятся утвердить своё превосходство.

Таким образом, роли в буллинге формируются не только на основе физической силы или слабости, но и на основе социальных и психологических факторов. Это сложная динамика, которая требует внимательного изучения и понимания.

"Инаковость"
"Инаковость"

Проблема буллинга: понимание и причины

Буллинг — это распространённая проблема, с которой сталкиваются многие дети в школе. Это не просто конфликт, а целенаправленная травля, которая может проявляться в различных формах: от издевательств и запугивания до полного игнорирования. Важно понимать, что буллинг не всегда имеет явные причины. Как отметил Максим Шереметьев, руководитель проекта «Папы против травли», «жертвой травли может стать вообще любой ребенок, он может ничем не отличаться, причиной может быть что угодно». Это подчёркивает, что буллинг может возникнуть в любом коллективе, где присутствует неравенство или напряжённые отношения.

Буллинг отличается от обычного конфликта своей продолжительностью и вовлечением коллектива. Как объяснил эксперт Андрей: «Буллинг — это длительный процесс. Чаще всего к буллингу подключаются ещё какие-то дети. Это всегда коллективная история». Это означает, что буллинг — это не просто разовая ссора, а систематическое угнетение одного человека группой. Это может быть связано с борьбой за лидерство, где те, кто не подчиняется, становятся мишенью.

Важным аспектом является то, что буллинг может происходить не только из-за отличий жертвы, но и из-за характеристик агрессора. Татьяна, исследователь в этой области, отметила: «Тот, кто начинает травлю, часто испытывал насилие в семье или живёт в условиях жестких правил и отсутствия теплоты». Это подчёркивает, что поведение агрессора часто отражает его личные проблемы и опыт.

Разрушение
Разрушение

Работа с коллективом: подход проекта «Папы против травли»

Проект «Папы против травли», возглавляемый Максимом Шереметьевым, фокусируется на работе с коллективом. Как утверждает Максим, ключевым моментом в предотвращении буллинга является работа со всей группой, чтобы не допустить возникновения травли. «Надо работать со всеми, со всем коллективом, чтобы просто коллектив не позволял, чтобы это происходило», — объясняет он. Это подчеркивает важность создания здоровой социальной среды, где агрессивное поведение не будет поддерживаться.

Проект не фокусируется на работе с обидчиками напрямую, но акцентирует внимание на вовлечении родителей. «Родители должны подключаться к этому. И самое главное, они должны инициировать процедуру, чтобы что-то начало делаться», — говорит Максим. Это предполагает, что родители должны быть активными участниками процесса, быть внимательными к изменениям в поведении своих детей и вовремя обращаться за помощью.

Кроме того, проект проводит профилактические беседы и мини-тренинги для родителей. «Мы проводим профилактические беседы, рассказывая родителям, что если сейчас никаким образом ребенок не вовлечен в этот конфликт, это не означает, что завтра с ним это может не произойти», — отмечает Максим. Это помогает родителям понимать, что буллинг может затронуть любого ребёнка, и необходимо предпринимать превентивные меры.

Руководитель проекта «Папы против травли» Максим Шереметьев
Руководитель проекта «Папы против травли» Максим Шереметьев

Личный опыт: не до танцев

Максим Шереметьев также поделился личным опытом, когда его ребёнок стал жертвой буллинга. В этом случае буллинг проявлялся в форме игнорирования в танцевальной секции, что оказывало серьёзное психологическое давление на ребёнка. «Первое, я хотел помочь своему ребенку и не знал, как помочь. И, конечно, это было напряжение определенное», — вспоминает Максим. Это показывает, что даже отсутствие физического насилия может иметь разрушительное психологическое воздействие.

Когда Максим столкнулся с этой проблемой, он принял решение уйти из секции, поскольку не видел другого выхода. «Но это сейчас я понимаю. Когда я не понимал, сейчас-то уже более богатый опыт», — говорит он. Этот опыт помог ему осознать, что смена окружения не всегда является решением проблемы, и что важно работать над решением проблемы совместно с педагогами и другими родителями.

Смена секции может показаться простым решением, но это не устраняет корень проблемы. Как отметил Максим, «секции, на самом деле, да, намного проще сейчас. Намного проще, да, и, в общем-то, наверное, не несет таких больших психологических проблем. Сменить секцию проще». Однако это не всегда возможно в школьной среде, где смена коллектива не всегда является доступным вариантом.

Одинокий, грустный танец
Одинокий, грустный танец

Почему дети не обращаются за помощью: барьеры доверия

Одним из самых сложных аспектов буллинга является то, что дети редко обращаются за помощью. Почему так происходит? Татьяна Клещева, эксперт в области детской психологии, предлагает интересный взгляд на эту проблему. Она утверждает, что буллинг — это системная ошибка, болезнь всей группы. Важно понимать, что вся группа, включая агрессоров, жертв и свидетелей, испытывает сильный стресс. «Вся группа испытывает очень сильный стресс, повышенные уровни кортизола», — поясняет Татьяна. Это приводит к тому, что дети замыкаются в себе, не зная, как справиться с ситуацией.

Отсутствие доверия между детьми и взрослыми — ещё одна причина, по которой дети не просят о помощи. «Буллинг — это не проблема одного ребёнка, это проблема всей группы», — говорит Татьяна. Дети боятся признаться даже близким людям в том, что с ними происходит, опасаясь осуждения или непонимания. Это создаёт замкнутый круг, в котором ребёнок остаётся один на один с проблемой.

Пример, который приводит Татьяна, иллюстрирует это состояние: «Я маме не сказала, потому что мама меня убьет, а классному руководителю, потому что было стыдно». Ребёнок оказывается в изоляции, без поддержки и понимания. Это подчеркивает необходимость создания открытых и доверительных отношений между детьми и взрослыми, где ребёнок не будет бояться поделиться своими переживаниями.

Постановочная сцена. АНО БО Журавлик
Постановочная сцена. АНО БО Журавлик

Влияние буллинга на всю группу: психологические и физические последствия

Буллинг оказывает разрушительное воздействие не только на жертву, но и на всю группу. Татьяна подчёркивает, что «вся группа включена в буллинг, и все страдают». Повышенные уровни стресса влияют на иммунную и гормональную системы детей, снижают их академические успехи и общее благополучие. Это подтверждает, что буллинг — это не только личная трагедия, но и коллективная проблема, требующая комплексного подхода.

Когда взрослые замечают буллинг, они тоже могут испытывать растерянность и стресс. «Первое, что нужно делать — это обращаться за поддержкой себе, как взрослому», — советует Татьяна. Учителям и родителям необходимо поддерживать друг друга, чтобы эффективно справляться с ситуацией и разрабатывать стратегии борьбы с буллингом. Это требует совместных усилий и открытого диалога.

Нельзя забывать и о свидетелях буллинга, которые, хотя и не являются прямыми участниками, тоже испытывают психологический стресс. Они могут чувствовать вину за своё бездействие или страх стать следующей жертвой. Это показывает, что буллинг затрагивает всех участников процесса и требует внимания ко всем аспектам ситуации.

Открытый диалог и поддержка: как помочь детям выйти из изоляции

Создание атмосферы доверия и открытого диалога между детьми и взрослыми — ключ к преодолению последствий буллинга. Татьяна подчёркивает, что «всем взрослым нужна поддержка». Это говорит о том, что учителя, родители и другие значимые взрослые должны быть готовы выслушать ребёнка и предоставить ему необходимую помощь. Это включает в себя как эмоциональную поддержку, так и конкретные действия по решению проблемы.

Важно, чтобы родители и преподаватели понимали, что буллинг — это нечто большее, чем просто конфликт между детьми. Это системная проблема, требующая комплексного подхода. «Если это произошло, все получили травму», — отмечает Татьяна. Признание этого факта позволяет более эффективно работать над профилактикой и решением проблемы буллинга в школе.

Открытый диалог — это не только обсуждение проблем, но и поиск решений. Взрослые должны активно вовлекаться в процесс, помогая детям понять, что они не одни и что есть выход из сложной ситуации. Это требует времени и усилий, но в конечном итоге помогает создать более безопасную и поддерживающую среду для всех участников.

Отвернувшиеся взрослые
Отвернувшиеся взрослые

Закон против буллинга: эффективный инструмент или формальность?

Введение законодательства, направленного на борьбу с буллингом, стало темой активных дискуссий. В России предложили разрешить детям менять имя в случае буллинга, даже если родители против. Это инициатива вызвана тем, что дети часто становятся жертвами насмешек из-за необычных имён. Вопрос, смогут ли депутаты победить буллинг с помощью закона, остаётся открытым. Максим Шереметьев, руководитель проекта «Папы против травли», считает, что закон — это инструмент для решения социальной задачи. «Чем точнее будет этот инструмент заточен, тем эффективнее он будет работать», — утверждает он. Максим привёл аналогию с борьбой с организованной преступностью, которая стала более эффективной после выделения организаторов в отдельную категорию.

Однако закон — не единственный шаг к решению проблемы. Максим подчёркивает важность просвещения детей в правовом и психологическом аспектах. «Надо детям больше рассказывать, надо детей в правом отношении просвещать», — говорит он. Это необходимо для понимания причин буллинга, таких как зависть и самоутверждение через негативные поступки. Таким образом, закон должен быть частью комплексного подхода, включающего просвещение и профилактику.

Андрей также согласен, что закон может стать эффективным инструментом, но только если его правильно применять. «Какая будет практика применения, это первое, это самое главное. Может и не стать», — комментирует он. Андрей обращает внимание на необходимость детальной проработки процедур для учителей и школ, чтобы закон не остался формальностью. Важно, чтобы закон стал действенным инструментом, а не дополнительной бюрократической нагрузкой.

Создание безопасной среды: роль родителей и школ

Создание безопасной и поддерживающей среды — одна из основных задач в борьбе с буллингом. Родители играют ключевую роль в этом процессе. Максим Шереметьев подчёркивает, что родители должны вовлекаться в жизнь своих детей и поддерживать их. «Родители должны подключаться к этому», — говорит он. Это значит, что они должны быть внимательными к изменениям в поведении ребёнка и вовремя обращаться за помощью к педагогам и психологам.

Школы также должны активно участвовать в создании безопасной среды. Андрей Крамарский отмечает, что в некоторых школах случаи буллинга решаются быстро и эффективно. «В одной из тюменских школ, например, недавно у меня был такой случай. И они вообще в этом не видят ничего удивительного», — рассказывает он. Это показывает, что при правильной организации работы школы могут успешно бороться с буллингом даже без законодательной поддержки.

Тем не менее, законодательство может стать дополнительным инструментом для тех школ, которые испытывают трудности в борьбе с буллингом. Если закон будет правильно доработан и внедрён, он может стать частью комплексной стратегии по созданию безопасной учебной среды для всех детей.

Внимательные взрослые
Внимательные взрослые

Первые шаги в борьбе с буллингом: куда обращаться?

Когда вы узнали, что вашего ребёнка булят, важно знать, куда обратиться за помощью. Андрей Степанов подчёркивает, что в школе есть множество специалистов, готовых помочь в такой ситуации. «Социальные педагоги, институт социальных педагогов, навигаторы детства, помощники директора по воспитательной работе, психологи школы, классные руководители, заместители директора — это все те инстанции, куда легко можно обращаться», — говорит он. Эти специалисты обладают необходимыми навыками и полномочиями для того, чтобы помочь вашему ребёнку справиться с травлей.

Если ребёнок чувствует себя комфортно, он может обратиться за поддержкой к учителю, которому доверяет, даже если это его первая учительница из начальной школы. Важно, чтобы ребёнок знал, что его услышат и поддержат. Однако, если школа никак не реагирует на проблему, можно и нужно обращаться к правозащитным институтам, уполномоченным по правам ребенка, общественникам и, в крайнем случае, в полицию. «Вообще, почему мы про это не вспоминаем? Вышестоящая организация в городе Тюмени, департамент по образованию», — добавляет Андрей, указывая на более высокие инстанции, которые могут вмешаться в ситуацию.

Стоит ли обращаться к инстанциям: риск или необходимость?

Некоторые родители могут сомневаться, стоит ли обращаться за помощью, опасаясь, что это только усугубит ситуацию для их ребёнка. Страх, что вмешательство взрослых приведёт к ещё большему негативу со стороны учителей и одноклассников, вполне понятен. Однако, Андрей утверждает, что если ваши действия основаны на интересах ребёнка, а не на личных амбициях, вмешательство оправдано. «Я всегда говорю, надо доверять специалистам, профессионалам и надо обращаться за помощью», — советует он.

Важно помнить, что цель вмешательства — улучшение ситуации для ребёнка, а не доказательство чего-то кому-то. Когда ситуация урегулируется, ребёнок имеет шанс перестать быть "белой вороной" и вернуться к нормальной школьной жизни. Поддержка специалистов и правильный подход к решению проблемы могут помочь ребёнку чувствовать себя более защищённым и уверенным.

Изменение окружения: выход или временное решение?

Многие родители задаются вопросом: не проще ли просто сменить школу или класс, чтобы уйти от конфликта и начать с чистого листа? Этот метод действительно может сработать. «Ребенок не поле для экспериментов вообще, в том числе в самоутверждении, тем более в том, что "а ты сам как-нибудь там выплыви, если сможешь". Нет, конечно. И вот наши героини, которые сегодня с нами, они поменяли класс, и ситуация изменилась. То есть ребенок поменял среду, и в другой среде он чувствует себя увереннее, комфортнее», — отмечает Андрей Степанов, ссылаясь на примеры, когда смена обстановки помогала детям. Однако, важно помнить, что это не всегда универсальное решение.

Каждая ситуация индивидуальна, и смена школы может быть оправдана, если другие методы не дали результата. Однако, важно учитывать, что это также может быть стрессом для ребёнка, который вынужден адаптироваться к новому коллективу. В некоторых случаях это может быть необходимой мерой, но прежде чем принимать такое решение, стоит обсудить его с ребёнком и специалистами, чтобы понять, что будет лучше для его благополучия.

Постановочная сцена. АНО БО Журавлик
Постановочная сцена. АНО БО Журавлик

Эффективные методы работы с агрессорами и жертвами буллинга

Работа с агрессорами и жертвами буллинга требует деликатного подхода и понимания того, что это в первую очередь дети. Как отметил Андрей Крамарский, «с волками жить, по-волчьи выть» — это не тот путь, который стоит выбирать. Хотя инстинктивная реакция многих родителей может быть агрессивной, это не решает проблему и не ведёт к долгосрочному улучшению ситуации. Напротив, это может только усугубить положение, давая агрессору ещё больше власти и уверенности в своей безнаказанности.

По мнению Андрея, необходимо менять саму атмосферу в классе. «Если жертва и агрессор не уживаются в классе, уходить должен агрессор», — подчёркивает он. Это важное изменение в подходе, которое помогает показать классу, что агрессивное поведение недопустимо, и что за ним последуют реальные последствия. Урок, который извлекают все ученики, заключается в том, что несправедливость не будет терпима, и жертва не должна страдать из-за действий агрессора.

Роль классного руководителя: как изменить атмосферу в классе

Изменение атмосферы в классе — это задача, которая ложится на плечи классного руководителя. Раньше именно классные руководители играли ключевую роль в поддержании здоровой атмосферы в классе. «Это делал просто профессионал, классный руководитель», — говорит эксперт. Опытный учитель может заметить проблему на ранней стадии и вмешаться, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.

Классный руководитель должен быть не только педагогом, но и психологом, способным понять динамику отношений в классе и найти подход к каждому ученику. Это требует не только профессионализма, но и искренней заинтересованности в благополучии учеников. Важно, чтобы классный руководитель был авторитетом, к которому дети могут обратиться за советом и поддержкой.

В современных школах часто недооценивают роль классного руководителя, полагаясь на психологов и других специалистов. Однако, как показывает практика, именно учитель, который ежедневно взаимодействует с детьми, способен быстро и эффективно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения.

Создание здоровой атмосферы: методы и подходы

Создание здоровой атмосферы в классе — это процесс, который требует времени и усилий, но который приносит ощутимые результаты. Андрей Крамарский уверен, что это возможно: «Это вообще возможно сделать». Классный руководитель может использовать различные методы, такие как открытые обсуждения, групповые проекты и мероприятия, которые способствуют сплочению коллектива.

Одним из эффективных методов является проведение классовых собраний, где дети могут открыто обсуждать волнующие их темы и предлагать решения. Это не только помогает выявить скрытые проблемы, но и учит детей конструктивному общению и сотрудничеству. Важно, чтобы дети чувствовали себя частью команды и понимали, что их мнение ценно и важно.

Также полезно вовлекать родителей в школьную жизнь, проводя совместные мероприятия и встречи. Это не только укрепляет связи между школой и семьёй, но и помогает родителям лучше понять, с какими трудностями сталкиваются их дети. В конечном итоге, создание здоровой атмосферы в классе — это совместная работа учителей, родителей и самих учеников.