Президент США Дональд Трамп во время пресс-конференции с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху четвёртого февраля 2025 заявил, что Соединённые Штаты должны взять под контроль сектор Газа и переселить местное арабское население.
Это заявление отражает агрессивную внешнеполитическую стратегию Вашингтона, основанную на холодном расчёте, стремлении к стратегическому влиянию, экономической экспансии и геополитическом авантюризме.
Трамп преподносит свою инициативу как гуманитарную миссию, направленную на восстановление разрушенного анклава и превращение его в процветающий регион. Однако за этим скрывается более масштабный стратегический замысел: установление американского контроля над Газой и фактическое устранение палестинского присутствия в регионе.
Кроме этого, сама идея управления сектором Газа Соединёнными Штатами противоречит международному праву и принципам суверенитета, поскольку фактически представляет собой форму оккупации. Это идёт вразрез с резолюциями ООН и решениями международного сообщества о разделе региона па принципу двух государств: Израиля и Палестины, а также традиционной позицией Вашингтона, который ранее критиковал другие государства за подобные действия.
В любом случае принудительное переселение двух миллионов палестинцев вызывает серьёзные вопросы с точки зрения международного права. Женевские конвенции прямо запрещают это.
Нужно принимать во внимание, что многие жители Газы — потомки палестинцев, изгнанных в 1948 году после образования Израиля. Трамп фактически предлагает повторение Накбы, что неизбежно вызовет сопротивление среди палестинцев и усилит анти израильские настроения в арабском мире.
Кроме того, Египет и Иордания уже отказались принимать палестинских беженцев, опасаясь быть втянутым в авантюры и дестабилизации собственных стран. Тем не менее, Трамп настаивает на том, что сможет склонить их к согласию, что свидетельствует о его склонности к силовому давлению и дипломатическим манипуляциям.
Трамп предлагает реконструировать Газу, создавая экономические условия, которые, по его мнению, сделают её привлекательной для бизнеса и инвестиций. Однако без населения этот проект теряет смысл, а сам план выглядит скорее как попытка переделить регион под контролем американского капитала. В этом контексте появляется ещё и вполне логический вопрос: какая юридическая база должна быть для использования многомиллиардных средст американских налогоплательщиков для восстановления совершенно чужих территорий и кто должен жить в этой "реконструированной Газе"
По крайней мере цинично звучит его предложение палестинцам, найти место в «новых, красивых местах» и добровольно отказаться от родной земли. Историческая привязанность народа к своей территории и национальная идентичность — не те факторы, которые можно игнорировать или заменить финансовыми стимулами.
Иерусалиму выгодна эта перспектива, которая избавляет Израиль от необходимости самостоятельно решать проблему Газы. Однако в долгосрочной перспективе подобный сценарий может усилить конфликт, поскольку он полностью исключает возможность какого-либо компромисса с палестинцами.
Кроме того, реализация этого замысла подорвёт позиции США в регионе. Вашингтон рискует столкнуться с жёсткой реакцией не только со стороны арабских стран, но и со стороны своих традиционных союзников, в том числе Евросоюза, поскольку принудительное переселение и оккупация чужой территории создают опасный прецедент.
Если рассматривать этот проект как предвыборную риторику, то он вписывается в традиционный стиль Трампа: громкие заявления, которые привлекают внимание его сторонников.
Возможности для России
Из вышеизложенного очевидно, что замысел Трампа содержит множество противоречий. Однако их разрешение — задача американских ведомств, которым предстоит реализовывать инструкции своего руководства на практике.
Теперь попробуем разобраться, какие выгоды может извлечь Москва из сложившейся ситуации, и сможет ли Россия воспользоваться планом Трампа.
План Трампа по установлению контроля над Газой и переселению палестинцев создаёт серьёзные геополитические последствия, которые Россия могла бы обратить в свою пользу.
В первую очередь это усиление позиций в арабском мире. Ожидаемо, что предложенный Трампом план вызовет протесты в арабских странах, особенно среди традиционных союзников Вашингтона — Египта, Иордании, Катара и Саудовской Аравии. Россия, позиционирующая себя как противовес американскому влиянию, может использовать этот момент для укрепления сотрудничества с этими государствами.
Москва уже на протяжении долгого времени последовательно поддерживает палестинский народ и критикует проамериканскую позицию Израиля. Представители Палестины неоднократно присутствовали в Москве на различных международных встречах, в том числе на расширенном саммите БРИКС+. Активная дипломатическая работа в Лиге арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС) могла бы способствовать углублению связей России с арабским миром. Кроме того, Россия могла бы предложить своё посредничество в палестино-израильском конфликте, что дало бы ей дополнительный инструмент влияния на Ближнем Востоке. Причём даже в случае отказа Израиля от такого предложения Москва окажется в выигрыше, поскольку её цель в данном контексте — не сами переговоры и их результаты, а демонстрация своей роли как защитника международного права, принципа суверенитета, а также чести и достоинства палестинского народа.
Помимо этого, углубление кризиса на Ближнем Востоке откроет дополнительные возможности для России в сфере торговли оружием и военных технологий. Разочаровавшись в США, многие арабские страны могут обратиться к России за альтернативными поставками вооружений для «борьбы с возможной американской оккупацией», что усилит её экономическое и политическое влияние.
Если же США действительно попытаются установить контроль над Газой, Россия сможет использовать этот прецедент в дипломатических переговорах по другим конфликтам. Например, Москва может напоминать международному сообществу, что Вашингтон сам игнорирует нормы международного права и, следовательно, не имеет морального права критиковать действия России, в первую очередь в Украине. В таком случае Россия могла бы предложить Киеву аналогичный сценарий: переселение населения на Запад или, например, за Урал в Сибирь под предлогом восстановления инфраструктуры.
С экономической точки зрения Россия теоретически могла бы предложить участие в восстановлении Газы в случае провала американского плана. Это можно было бы реализовать через государственные компании или структуры, связанные с союзниками России, такими как Иран и Китай.
Эскалация конфликта в Газе способна дестабилизировать весь Ближний Восток. Изгнание палестинцев может привести к массовым протестам в арабских странах, перебоям в поставках энергоресурсов из региона и росту цен на мировом рынке. Россия, как один из крупнейших экспортёров энергоносителей, несомненно сможет извлечь из этого выгоду.
Таким образом, несмотря на то что Россия не может напрямую повлиять на реализацию плана Трампа, она имеет все шансы извлечь из него значительные геополитические и экономические преимущества. Ирония заключается в том, что в данном контексте Трамп невольно играет на руку России.
Новые вызовы для Армении
Предложение Дональда Трампа о принудительном выселении палестинцев из Газы и передаче её под контроль США может создать опасный прецедент, угрожающий Армении. Такой шаг укрепляет логику силового решения конфликтов и подаёт сигнал странам с экспансионистскими амбициями — таким как Турция и Азербайджан, — что этнические чистки и принудительное выселение могут быть признаны международным сообществом как допустимый способ «урегулирования» территориальных споров.
В 2023 году Азербайджан уже осуществил этническую чистку в Карабахе, вынудив всё армянское население покинуть свои дома.
Турция на протяжении десятилетий отказывается признавать геноцид армян во времена Первой мировой войны, в результате которого было убито или изгнано из Османской империи, особенно из её восточных провинций, почти всё армянское население, проживавшее там на протяжении тысячелетий. Помимо этого, Анкара последовательно продвигает идеи пантуркизма, предполагающие полное доминирование тюркских народов в регионе Северного и Южного Кавказа.
Если в Газе будет реализована аналогичная стратегия при молчаливом согласии мировых держав, Турция и Азербайджан могут воспринять это как «разрешение» на насильственное изгнание армян из Армении.
После потери Карабаха Азербайджан продолжает угрожать Сюнику (южной части Армении), который имеет стратегическое значение для создания «Зангезурского коридора» — сухопутного маршрута между Азербайджаном и Турцией, поддерживаемого в том числе Британией и Евросоюзом.
Турция и Азербайджан уже используют риторику, схожую с аргументами Израиля в отношении Газы, заявляя, что Армения — это «искусственное государство», мешающее «тюркскому миру».
Сегодняшнее руководство Армении опирается на международное право, пытаясь привлечь внимание к своим проблемам в ООН, Гааге и других институтах. Однако если международные нормы будут разрушены, у Армении даже теоретически не останется дипломатических рычагов для защиты от возможных этнических чисток.
Таким образом, если Турция и Азербайджан получат сигнал, что этнические чистки допустимы, Армения может столкнуться с несколькими сценариями:
Военное давление на Сюник: Азербайджан продолжит угрожать военным вторжением и требовать коридор. Если Ереван откажется уступить «мирным путём», как это было в случае с северо-восточными сёлами Армении весной 2024 года, Баку может начать военную операцию по оккупации южных районов страны.
Усиление турецкого влияния: Турция активизирует свои позиции в регионе, продвигая идею, что Армения — «ненадёжное государство», которое не должно существовать как суверенная страна, а армяне могут переселиться в Россию, Евросоюз или США.
Вывод: политика Трампа по отношению к Газе опасна не только для палестинцев, но и для таких стран, как Армения, поскольку она легитимирует силовое переселение народов, создавая опасный прецедент, делает этнические чистки допустимым инструментом политики и, наконец, разрушает международные правовые нормы, ослабляя защиту уязвимых стран.
#США #Израиль #Палестина #Россия #Армения