Найти в Дзене

Логистика под давлением: растущий рынок, падающие ставки и борьба за выживание

Оглавление

В последние годы российский рынок крупнотоннажных автомобильных перевозок демонстрирует устойчивый рост. Согласно аналитическим данным компании Kept, в 2023 году объем рынка составил 4,6 трлн рублей, в 2024 году увеличение составило до 5,2 трлн рублей, а в 2025 году прогнозируется достижение отметки в 5,6 трлн рублей.

Однако, несмотря на положительную динамику, транспортные компании сталкиваются с существенным ростом издержек, что ставит под угрозу их финансовую стабильность. По прогнозу операционного директора компании Dentro Илеза Хамурзиева, который он сделал в рамках конференции «Рынок грузовых перевозок - 2024: дефицит кадров, рост затрат и последствия для России», в 2025 году расходы транспортно-логистических компаний могут увеличиться на 40-50%.

Основные факторы роста издержек

1. Увеличение ставок лизинга. Повышение ключевой ставки Центробанка в 2024 году привело к росту лизинговых платежей на 3%, и ожидается дальнейшее увеличение в этом году.

2. Повышение утилизационного сбора. Утилизационный сбор на импортные автомобили был увеличен, что привело к значительному росту цен на иностранные грузовые автомобили.

3. Увеличение затрат на фонд оплаты труда водителей. В 2024 году расходы на ФОТ выросли в среднем на 40%, и ожидается дальнейший рост в 2025 году.

4. Увеличение затрат на топливо. По данным компании Dentro, в 2025 году расходы на закупку топлива могут увеличиться с 30% до 35% от общего объема затрат.

Мнения представителей отрасли

В нашем Telegram-чате мы провели опрос среди участников рынка о главных вызовах 2025 года. Итоги показали:

  • 56% респондентов считают, что высокие ставки лизинга станут ключевой проблемой
  • 18% указали на рост затрат на ФОТ
  • По 11% отметили подорожание топлива и другие причины.

Владислав Макаров, старший менеджер логистики компании"Нео Транс": "В 2024 году многие перевозчики наращивали свой парк. Однако в 2025-ом на одну заявку стало намного больше машин, что привело к снижению ставок и обострению конкуренции".

Инсаф Сафин, менеджер по грузоперевозкам компании"ТП Интеграл": "Сейчас на закрытие автомобиля тратится больше времени, чем в прошлом году. Раньше была возможность выбирать между рейсами и ставками, а в этом году такой возможности нет".

Евгений Ворончихин, руководитель отдела логистики компании "Транскомпани": "Многие факторы от логиста не зависят. Нужно уметь прогнозировать и понимать, куда двигаться дальше. Без клиентов логист, к сожалению, никто. Поэтому важно работать с прямыми клиентами и развивать свою базу".

Текущие прогнозы

В 2025 году ожидается повышение акцизов на дизельное топливо на 16%, что приведет к дополнительному увеличению затрат транспортных компаний. В условиях растущих издержек и конкуренции компании стремятся к оптимизации процессов и внедрению новых технологий. По данным аналитиков из Mordor Intelligence, к 2030 году мировой рынок роботизации и автоматизации логистики превысит $120,6 млрд, прирастая ежегодно на 10%.

1. Консолидация рынка.
В условиях высокой конкуренции и растущих издержек мелкие игроки могут быть вынуждены покинуть рынок. Крупные компании должны искать пути сотрудничества для стабилизации цен и снижения давления на отрасль.

2. Оптимизация затрат
Транспортным компаниям необходимо внедрять технологии для снижения расходов. Согласно исследованию Deloitte (отчет от 2022 года), компании, внедрившие цифровые решения, смогли сократить затраты на логистику на 10-15%.

3. Развитие альтернативных рынков
Выход на новые рынки, такие как Китай и страны СНГ, уже становится спасением для многих компаний. По данным Российского экспортного центра, объем грузоперевозок между Россией и Китаем в 2023 году вырос на 25%, что открыло новые возможности для логистических компаний.

4. Государственная поддержка
В условиях кризиса отрасли важно, чтобы государство рассмотрело меры поддержки, такие как снижение налоговой нагрузки и льготные условия лизинга.

Несмотря на сложности, рынок продолжает адаптироваться. Наступивший год станет испытанием для логистики, но также и возможностью для устойчивых компаний укрепить позиции, адаптируясь к новым реалиям. Для сохранения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса необходимо адаптироваться к новым условиям, внедрять инновационные решения и эффективно управлять ресурсами.