Найти в Дзене

Что такое дислексия и кто такие дислектики? Объясняем простыми словами, что болезнь гениев вовсе не болезнь

Дислексия — особенность работы нервной системы, при которой ребёнку трудно освоить навыки чтения и письма. Из-за возникающих дополнительных сложностей он может быстро уставать от занятий, с трудом воспринимать длинные слова, менять местами буквы при их написании. Людям без дислексии подобные ошибки могут казаться совершенно нелогичными. Одно дело — запутаться в правописании «-тся» и «-ться», абсолютно другое — переставить местами части длинного слова. Однако для дислектика эти ошибки равнозначны. Особенность, в наши дни известную как «дислексия», впервые описал врач общей практики Прингл Морган в далёком 1896 году. В одной из статей для Британского медицинского университета он рассказал о своём пациенте — Перси. Огромной проблемой сообразительного и умного подростка, ни в чём не уступающего ровесникам, была неспособность научиться читать. Врач пришёл к выводу, что проблемы Перси могут быть связаны с особенностями развития мозга и углубился в изучение дислексии. Прингл Морган оказался
Оглавление

Дислексия — особенность работы нервной системы, при которой ребёнку трудно освоить навыки чтения и письма. Из-за возникающих дополнительных сложностей он может быстро уставать от занятий, с трудом воспринимать длинные слова, менять местами буквы при их написании. Людям без дислексии подобные ошибки могут казаться совершенно нелогичными. Одно дело — запутаться в правописании «-тся» и «-ться», абсолютно другое — переставить местами части длинного слова. Однако для дислектика эти ошибки равнозначны.

Краткая историческая справка

Особенность, в наши дни известную как «дислексия», впервые описал врач общей практики Прингл Морган в далёком 1896 году. В одной из статей для Британского медицинского университета он рассказал о своём пациенте — Перси. Огромной проблемой сообразительного и умного подростка, ни в чём не уступающего ровесникам, была неспособность научиться читать. Врач пришёл к выводу, что проблемы Перси могут быть связаны с особенностями развития мозга и углубился в изучение дислексии. Прингл Морган оказался не первым специалистом, наблюдавшим у пациента подобные симптомы. В 1877 году немецкий врач Адольф Куссмауль уже наблюдал случаи «словесной слепоты». Современным учёным известно гораздо больше, чем их предшественникам. Тем не менее споры об особенностях поведения детей с дислексией продолжаются до сих пор, а многие педагоги и учителя либо не слышали о такой особенности, либо не признают такую особенность, списывая все на лень, отсутствие мотивации к учебе у новых поколений и влияние гаджетов.

-2

Что такое дислексия простыми словами?

Важно помнить, что дислексия — это не болезнь, а особенность восприятия информации в текстовом формате. Интеллект у людей с проблемами при чтении и письме не снижен, часто это талантливые люди, не просто так дислексию называют даром. Дислектики могут говорить на нескольких языках, получить достойное образование, работать на престижной должности. Сегодня сложности при чтении не становятся тотальным препятствием при обучении. Современному человеку, дислектику или человеку без каких-либо особенностей развития для жизни и профессионального успеха неважно насколько быстро он считает в уме, читает (поскольку почти любой текст можно воспроизвести на аудио) или насколько грамотно печатает. Если посмотреть на массу успешных людей, предпринимателей, то мы увидим, что минимум у 30% из них есть ошибки в речи или на письме. Многие из них признаются, что не усваивают информацию из книг, правда взахлеб потребляют ее с видеохостингов.

Самые распространенные признаки
дислексии:

● ребёнок поздно начал говорить и его словарный запас пополняется довольно медленно;

● есть трудности с усвоением алфавита, переставляет буквы в словах, когда читает;

● ребёнок воспринимает прочитанное хуже, чем услышанное.

Некоторые из перечисленных выше признаков могут быть вызваны не дислексией, а педагогической запущенностью или другими неврологическими проблемами. Обстоятельно разобраться в проблеме под силу лишь специалистам (нейропсихологу, психологу, логопеду и специалисту по коррекции дислексии) после проведения диагностики. Иногда чтобы разобраться в проблеме нужно обойти несколько специалистов и постепенно отметать различные варианты.

Дислексия может сопровождаться дискалькулией — специфической неспособностью к обучению математическим навыкам. У людей с такой особенностью возникают сложности даже при решении самых простых арифметических примеров. Они могут слабо ориентироваться во времени и пространстве, не могут быстро сосчитать увиденные предметы.

Причины дислексии

На развитие дислексии влияют как социальные, так и нейробиологические факторы. К последним относятся: черепно-мозговые травмы, тяжёлый стресс, который может привести к снижению когнитивных функций. Также практикующие специалисты отмечают, что дислектики встречаются чаще у гиперопекающих родителей. Одна из социальных причин дислексии — слишком большая загрузка ребёнка учебным материалом. В таких случаях развивающийся мозг усердно пытается впитать «лавину» новой информации. Психика ребёнка может вовремя не распознать причины усталости. В итоге мозговая активность школьника даёт сбой. Задача родителей — быть внимательными к физическому состоянию ребенка, выделять время для «полезной скуки» и расслабления. Вообще очень важно соблюдать, баланс между обучением и отдыхом. Не стоит забывать, что отдых с семьей на природе, интересное путешествие или поход в зоопарк это плюс к развитию и смена деятельности. Это очень важно как и нам взрослым, так и детям. Отдыхать вовремя и качественно тоже целая наука.

Дислектики — люди с нестандартным мышлением

Говоря о том, кто такой дислектик простыми словами, выделяют способность к дивергентному (творческому), нетипичному мышлению. Оно сопровождается быстротой и гибкостью в переключении между задачами, способностью находить сразу несколько вариантов решения проблемы. Суть дивергентного мышления заключается в умении генерировать необычные, новаторские идеи. Именно поэтому мы говорим, что дислексия — это дар.

Дислектики люди с колоссальным творческим потенциалом.
Дислектики люди с колоссальным творческим потенциалом.

По словам доктора Хелен Тейлор из Кембриджского университета, трудности человека с дислексией обусловлены противоречием между стремлением найти новый подход к увиденному и применением существующих знаний. Люди с подобной особенностью часто добиваются успеха в искусстве, науке и инновационных разработках.

Дислексия — особенность людей с отличным слухом и зрением, хорошим уровнем интеллектуального развития. У них нет проблем с невербальными или устными способностями. Среди известных дислектиков — кинорежиссёр Гай Ричи, художник Пабло Пикассо.

Выражение «болезнь гениев» появилось не случайно. Многие дислектики — творческие люди с гибким умом и живой жаждой познания. Они мыслят не линейно, а целостно. Некоторые из учёных-первооткрывателей (Луи Пастер, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла) были дислектиками. У Стива Джобса, которого называют феноменом особого мышления, новатором и прирожденным маркетологом, в школьные годы тоже была выявлена дислексия. Тем не менее знаменитый американский предприниматель позднее стал посещать курсы каллиграфии, поскольку его очаровывало красивое письмо. Увлечение Стива отразилось на шрифтах, которые использовались в компьютерах Macintosh. Джобс был убежден, что образование должно помогать раскрыть креативные способности.

-4

Определение разных видов дислексии

В России чаще всего используется классификация Лалаевой Р.И. Специалисты делят дислексию на несколько видов (в зависимости от того, с какими трудностями сталкивается человек):

● акустическая. Нарушения чтения возникают из-за проблем в восприятии схожих звуков в словах. Чаще всего эту особенность замечают в период подготовки к школе. Дети с акустической дислексией могут непроизвольно изменять структуру слова, добавляя лишние буквы или, наоборот, пропуская их;

● мнестическая. Люди с такой особенностью не могут запомнить, какой слог соответствует определённой букве. Поэтому при письме и чтении дети порой путают буквы, не имеющие внешнего сходства (например, «Щ» и «Ю»);

● аграмматическая. При этом виде дислексии возникают ошибки в согласовании слов при чтении книг. Следовательно, вместо «вышел из дома» у ребёнка может получиться «вышел в дом»;

● оптическая. Люди с искажённым зрительным восприятием часто путают визуально похожие буквы, которые звучат совершенно по-разному (например, «Ф» и «Р»).

В отдельную группу выделяют тактильную дислексию. При проблемах с распознаванием специального шрифта Брайля слабовидящие люди путают похожие буквы, неправильно соединяют их в слоги, что приводит к появлению проблем с пониманием прочитанного.

Исследования, посвящённые болезни гениев

Согласно результатам научных исследований, проблемы с овладением навыками чтения и письма встречаются у 10–15 % населения планеты. Учёным удалось выяснить, что:

трудности с чтением у обладателей подобной особенности сохраняются и во взрослом возрасте;

● в 70 % случаев была обнаружена наследственная предрасположенность к развитию дислексии.

Учёные ещё более ста лет назад выяснили, что у детей с проблемами в освоении навыков письма и чтения есть родственники с аналогичными нарушениями. В ходе одного из крупнейших исследований было обнаружено 42 генетических варианта, влияющих на возникновение дислексии.


Резюме

Проблемы с чтением и письмом не стоит воспринимать как препятствие к достижению успеха. Например, первый президент США
Джордж Вашингтон, допускавший множество орфографических и грамматических ошибок, прославился как талантливый государственный деятель с превосходными лидерскими качествами. Благодаря грамотной коррекции дислексии дети с этой особенностью в дальнейшем смогут реализовать себя в сфере программирования и IT, веб-разработке, маркетинге, PR и другой творческой деятельности.

Предлагаем пройти
онлайн тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.