Регулярно мелеузовцы принимают для себя мужественное решение, подписывают контракт и отправляются в зону проведения специальной военной операции, чтобы защищать наше Отечество от коварного и жестокого врага. Каждого бойца, с кем удаётся переговорить, стараюсь спросить о побудительном мотиве встать в строй и начать выполнять боевые задачи на передовой.
На днях побеседовал с участником СВО Юрием К., который на этот вопрос ответил так: «Решение отправиться на СВО я принял сам, никому ничего не говоря, чтобы близкие раньше времени не волновались. Когда осенью 2022 года не попал под частичную мобилизацию, то решил пойти добровольцем, чтобы вместе со всеми бороться с нацизмом и защищать гражданское население, которое хотело жить вместе с Россией. Тем землякам, кто собирается на СВО, хочу сказать: наши деды уже выгоняли с родной земли эту нечисть, так что и нам это по силам. А ещё советую быть очень внимательным в зоне боевых действий и слушать боевых товарищей, которые там давно воюют».
Вот так ёмко и доходчиво ответил солдат. Но расскажем о самом фронтовике и его боевом пути.
Позывной «Нугуш»
Юрий родился в нашем городе в 1980 году. Учился в школе №4, затем окончил ПУ-39, получив специальность газоэлектросварщика. С 2000-го по 2002 год мелеузовец проходил в звании рядового срочную службу по призыву в Военно-строительном отряде, расположенном в г. Самаре.
После демобилизации Юрий К. трудился на кирпичном заводе. С 2020 года начал ездить в регионы Крайнего Севера на вахту, работал монтажником.
Когда началась спецоперация, наш земляк работал в г. Норильске Красноярского края. Ежедневно следил за новостями. Отслеживая ситуацию на линии боевого соприкосновения, всё отчётливее понимал, что нашим войскам нужна помощь всего общества в противостоянии со всем Западом. Сказано - сделано. 29 октября 2022 года рядовой запаса поехал в г. Грозный. После подписания в столице Чечни краткосрочного контракта с Росгвардией его направили на тренировочную базу г. Гудермеса. Пройдя ускоренную боевую подготовку, Юрий, взявший позывной «Нугуш», с другими контрактниками убыл на территорию Донбасса. Подразделение «Ахмата» полностью экипировали, обеспечив в достатке продуктами и боекомплектом.
На вопрос: «Почему взял позывной «Нугуш»?» Юрий ответил, что «когда дали задание его придумать, на ум пришли красивые виды Нугушского водохранилища, на берегах которого любил отдыхать». У мелеузовца даже в связи с этим случилась курьёзная история. Один боец с Северного Кавказа взял позывной «Ингуш», а когда раздавали нашивки с позывными, тому по ошибке вручили «бейдж» Юрия с надписью «Нугуш». «Он сперва очень расстроился, сказав, что неправильно позывной написали, но быстро всё выяснилось, и этот случай мы с бойцами вспоминали позже с улыбкой».
На передовой
В начале ноября Юрий приехал в г. Попасная Луганской Народной Республики, где базировалось из подразделение. Уже через пару дней выехал на своё первое боевое задание. «Воевал на границе ЛНР и освобождаемой частью ДНР, в районе Берестового и Белогоровки, на соледарском направлении, - вспоминает «Нугуш». - Не забуду первый бой. Сознание как в тумане. Казалось, стреляют отовсюду, вокруг взрывы от работы миномётов. У нас были позиционные бои в лесополосе, если её так можно назвать, потому что от деревьев к тому времени остались торчащие палки, расщеплённые обстрелами. Жили мы то в окопах с «лисьими» норами, то в водосточной трубе».
Где-то через месяц боевое соединение, в котором служил Юрий, ставший старшим стрелком стрелкового взвода в звании ефрейтора, перевели в состав второго армейского корпуса ЛНР. «Местное население относилось к нам в основном положительно, - говорит боец. - Мы им помогали чем могли - продуктами или в тыл по просьбе эвакуировали. Но были и те, кому нравился режим Зеленского».
«Мучили нас вражеские танк и вертолёт, мы никак их не могли достать, - продолжает рассказ «Нугуш». - Но скоро приехали парни из ССО (силы специальных операций, - авт.) и решили проблему. А так, наши позиции были пристрелянными противником, миномёты хохлов били точно, к сожалению. Вагнеровцев отправили брать г. Артёмовск, мы ведь рядом с бахмутским направлением были, а нас закрепили на их бывших позициях. В это время ВСУ только начинали использовать против нас дроны со сбросом мин и бомб, но пока их не так много было. Помогали нам бойцы-лнровцы. Местные жители хорошо знали эти места, ходили в тыл за боеприпасами, провизией. Много наших гибло и из числа ахматовцев, и из лнровцев. Бандеровцы «лепестки» (вид противопехотных мин нажимного действия, - авт.) «кассетами» (вид боеприпаса массового поражения, - авт.) раскидывали. Вот и подрывались многие».
Ранение
Навсегда врезался в его память бой, произошедший 30 декабря. «Наши штурмовики начали атаку на позиции азовцев, с которыми в основном довелось воевать, - рассказывает Юрий. - Кроме этих укронацистов попадались иностранцы. Были в основном поляки и некоторые другие европейцы. Пленных не брали в связи со сложной логистикой местности. Невозможно доставить их в тыл без риска потерь своих ребят. Так вот, мы прикрывали наших штурмующих огнём, из-за чего не услышали, как по нам отработала «арта» (артиллерия, - авт.) противника. Я и командир взвода получили осколочные ранения. Эвакуационная группа из числа военных ЛНР смогла подойти к нам часов через шесть».
Раненых доставили в госпиталь г. Первомайска ЛНР. Прооперировали и перевезли сразу в г. Стаханов, также расположенный на Луганщине. Через три дня, как раз на день рождение Юрия, 3 января его эвакуировали из зоны проведения СВО. Сперва через г. Ростов-на-Дону направили в г. Новочеркасск Ростовской области. Через неделю - в г. Будённовск Ставропольского края. В общей сложности «Нугуш» проходил лечение в четырёх госпиталях. Пока лечился, контракт закончился. Боевых наград не получил, так как за четыре дня до ранения погиб командир его роты. «Там не до наград уже было», - сказал боец.
Жизнь после боёв
Немного восстановившись после ранения, Юрий вернулся в Мелеуз. Получил удостоверение ветерана боевых действий. Снова начал трудиться на кирзаводе. Затем опять перешёл на вахтовый метод работы. География обширна. Побывал даже на Камчатке.
Спрашиваю его о том, что изменилось в нём после участия в СВО. Вот, что ответил ветеран: «После СВО резких перемен во мне не произошло. Понял, как легко потерять близких. Надо ценить всё, что имеем, замечать обыденные, казалось бы, вещи вокруг, радоваться любым мелочам жизни. И помнить, конечно, тех, кто сражался и продолжает биться за мирное небо для всех нас.
В боевых условиях, когда человек постоянно ходит рядом со смертью, все люди душевные. У нас было много наций, каждый уважал традиции других. Легко было общаться, всё как-то без конфликтов было. Запомнилось мне и то, что может натворить война, разруха - результаты преступных действий недальновидных политиков, забывших историю, которая учит тому, что Россия никогда и нигде своих не оставляла в беде.
Хочется отметить, что сейчас многие люди стараются по мере возможности поддержать бойцов. Вяжут сети, собирают гумпомощь. Дети пишут письма. Все, как могут, приближают общую победу.
А ещё я обрёл братьев по оружию. Жаль, что многие из них погибли до моего ранения и после. Вспоминаю «Анапу», жителя Краснодарского края, павшего смертью храбрых в январе 2023 года, когда я лечился в госпиталях. Переписываемся в групповом чате с уфимцем «Заманом», потерявшем ногу из-за подрыва мины, и с другими однополчанами. Кугарчинец «Ямал» недавно, вот, снова поехал защищать Родину в зону проведения СВО. И о многих других ребятах помню, кто-то из них воюет, кто-то уже в тылу».
В завершение беседы Юрий выразил уверенность в победном окончании СВО: «В нашей победе абсолютно уверен! Наши войска завершат демилитаризацию и денацификацию Украины. Мы не воюем против украинцев, а боремся с теми, кто сам пошёл против своего народа, с теми, кто забыл свои корни и переписывает историю. Отправился бы я снова добровольцем на фронт? Да, поехал бы. Только теперь обязательно надо будет поговорить об этом с близкими и получить их поддержку».
Александр КОРИЦКИЙ.
Фото из архива Юрия К.