В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования.
50 интересных фактов из истории университета
41. На службе Отечеству
В годы ректорства Августина Бетанкура (1809-1824) состоялось 12 выпусков: было подготовлено 147 инженеров путей сообщения в чине поручика. Еще 76 закончили обучение с чином прапорщика или подпоручика.
До 1900 года институт выпустил 11 830 инженеров, в 1900-1917 годах — 18 356. Таким образом, за 215 лет первый транспортный вуз подготовил более 125 000 инженеров. Они запустили транспортную систему нашей страны, объединяющую все её части в единое целое.
42. На службе у высоких скоростей
Стремление к все большей скорости движения — изначальная потребность человечества и во многом мерило технического, научного, социально-экономического прогресса.
В начале ХХ столетия в работах учёных вуза все больше проглядывали черты современного подхода к организации высокоскоростного железнодорожного движения. В 1912 году профессор Николай Рынин организовал на Николаевской дороге изучение аэродинамических свойств подвижного состава, чтобы улучшить его скоростные характеристики.
В 1930-е годы в ЛИИЖТе проводились научные и инженерные работы по оптимизации формы скоростного подвижного состава.
Сегодня инженерные работники, связанные с обеспечением движения поездов «Сапсан», — большей частью выпускники ПГУПС.
43. Инженер и композитор
Выпускник ИКИПС Алексей Фёдорович Львов (1798–1870) строил военные поселения, дороги и мосты на западных окраинах страны.
Однако в инженерных трудах и заботах государственной службы он не забывал о своём художественном творческом призвании — игре на скрипке.
В 1833 году Алексей Львов написал музыку на слова Василия Жуковского. Гимн «Боже, царя храни», сочинённый по предложению императора Николая I, стал, безусловно, самым известным музыкальным произведением талантливого инженера.
44. Он запустил трамвай
29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга. Спроектировал и организовал движение выпускник ПИИПС Генрих Осипович Графтио.
Генрих Графтио электрического трамвая в столице России. Если протяжённость маршрута первого трамвая была не боле двух км, то позже под руководством Графтио была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 км линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.
45. Воспитать «подобного гению»
Считается, что слово «инженер» (engineer) впервые стали использовать в Англии в XVII веке. Перевод этого слова — «подобный гению». Инженеры воспринимались как люди, способные находить ответы на самые трудные вопросы, как носители высших знаний.
Перед ИКИПС была поставлена задача готовить специалиста русской инженерной школы. В институте впервые в стране были введены в большом объёме курсы высшей математики, начертательной геометрии, механики и др.
46. Полмиллиона вёдер воды
В XIX веке выпускник ИКИПС барон Андрей Иванович Дельвиг полностью реконструировал систему подачи воды в Москве и перестроил водоприёмные сооружения. Благодаря его работе Москва стала получать от полумиллиона ведёр воды в сутки.
Андрей Дельвиг сооружал мосты, шоссе, занимался организацией судоходства, был председателем Русского технического общества и поддерживал идеи железнодорожного строительства.
47. Экспертный совет
До 1917 года все крупные государственные капиталовложения в железные дороги предварительно анализировались в Инженерном совете. Без заключения этого экспертного сообщества никакие проекты не могли быть реализованы.
В составе совета работали главным образом учёные и выпускники ПИИПС. В 1892–1909 годах председателем Инженерного совета был выпускник и профессор ПИИПС Василий Васильевич Салов (1839–1909).
48. За обеспечение фронта и тыла
В годы Великой Отечественной войны обеспечение тыла и фронта всем необходимым осуществлялось в основном железнодорожным транспортом.
За успешную работу по подготовке кадров в сентябре 1945 года ЛИИЖТ был удостоен высшей награды Родины — Ордена Ленина.
49. Начальник первой железной дороги
Первая железная дорога в России — Царскосельская, от Петербурга до Царского села — была построена в 1836-1837 годах.
На первом собрании акционерного общества, изыскавшем деньги на строительство первой русской железной дороги, присутствовал единственный инженер, выпускник ИКИПС Фердинанд Иванович Таубе (1805–1870). Впоследствии он был назначен управляющим построенной железной дорогой.
50. Выработали проект перестройки
Когда в 1816 году француз, рисовальщик Огюст Монферран приехал в Петербург, Августин Бетанкур принял его рядовым чертёжником в Комитет для строений и гидравлических работ.
Александр I поручил Бетанкуру подготовить проект перестройки Исаакиевского собора, а Бетанкур дал Монферрану задание — изучить всю подходящую литературу в библиотеке ИКИПС. Чертёжник подготовил 24 листа, Бетанкур показал варианты императору. Государь утвердил эскизные проработки проекта, положив начало перестройке Исаакиевского собора (1818–1858).
51. Строил автодороги
В деле дорожного строительства в бездорожной России трудно переоценить роль Григория Дмитриевича Дубелира — преподавателя нашего Института в 1916–1930 годах.
Он проводил передовые исследования по адаптации городской планировки к увеличению количества автомобилей, руководил работами по систематизации требований к проектированию автомобильных дорог, составлял технические условия на сооружение автомобильных мостов в СССР.
52. Мосты и шоссейные дороги
Николай Феликсович Ястржембский окончил ИКИПС в 1832 году. Под его руководством было создано множество проектов. В Могилёвском округе путей сообщения было устроено Киевское шоссе – от Киева до Могилёва и от Могилёва до Бобруйска. Была перестроена Бобруйская плотина, подготовлены проекты мостов через Западную Двину в Витебске и через Днепр в Могилёве.
53. На строительстве Транссиба
Сын потомственного дворянина Александр Николаевич Пушечников (1850-1916) окончил ПИИПС в 1876 году. В период первой «железнодорожной горячки», когда рельсовые пути строились быстро, но дорого и некачественно, молодому специалисту Александру Пушечникову приходилось устранять недоделки.
Вершиной его трудовой деятельности стало руководство строительством Забайкальской железной дороги, которая представляла собой один из самых трудных участков Транссибирской магистрали.
54. Скоростная укладка пути
В последней трети XIX века в интересах крупных продавцов хлеба и других экспортных товаров железные магистрали прокладывались на запад и юг, к Балтийскому и Чёрному морям. С началом Первой мировой войны порты этих морей были блокированы флотами Германии и Турции.
В условиях начавшейся войны остро обозначилась проблема: по направлению к Белому морю и через него к Ледовитому океану существовала только одна узкоколейная железная дорога, от Вологды до Архангельска, по которой перевозили почти все внешнеторговые грузы.
Руководителем строительства железной дороги, которую позже назовут Мурманской, был Владимир Васильевич Горячковский, выпускник ПИИПС. За 20 месяцев был уложен путь на протяжении тысячи километров: по быстроте укладки были побиты все российские и мировые рекорды.