Найти в Дзене

Стамбул – турецкое окно в Европу или европейское в Азию

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает? Р. Киплинг Когда мне в ворота стучится Чужак, Вполне вероятно, что он мне не враг. Но чуждые звуки его языка Мешают мне к сердцу принять Чужака. Быть может, и нету в глазах его лжи, Но все ж я за ним не чую души. Твердил мне отец — и я верю отцу: Конец соответствовать должен концу. Да будет с единой лозы виноград! Да будут все овощи с родственных гряд! Живите ж так, дети, на грешной земле, Покуда есть хлеб и вино на столе! Р. Киплинг Первые поселенцы появились на месте Константинополя 8500 лет тому назад, в эпоху неолита, официально тройственному городу Византия-Константинополь-Стамбул около 2700 лет, что согласитесь, не так уж и мало! Первое впечатление о Стамбуле – неутешительно, конечно же, это не Европа! Даже можно сказать, что еще очень далеко до ев

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.

Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?

Р. Киплинг

Когда мне в ворота стучится Чужак,

Вполне вероятно, что он мне не враг.

Но чуждые звуки его языка

Мешают мне к сердцу принять Чужака.

Быть может, и нету в глазах его лжи,

Но все ж я за ним не чую души.

Твердил мне отец — и я верю отцу:

Конец соответствовать должен концу.

Да будет с единой лозы виноград!

Да будут все овощи с родственных гряд!

Живите ж так, дети, на грешной земле,

Покуда есть хлеб и вино на столе!

Р. Киплинг

Первые поселенцы появились на месте Константинополя 8500 лет тому назад, в эпоху неолита, официально тройственному городу Византия-Константинополь-Стамбул около 2700 лет, что согласитесь, не так уж и мало!

Первое впечатление о Стамбуле – неутешительно, конечно же, это не Европа! Даже можно сказать, что еще очень далеко до европейских стандартов жизни, культуры и нравов, что уж говорить обо всей остальной, внутренней Турции.

Да, за последние 20-30 лет страна сделала значительный рывок в своем развитии. Построены современные трамвайные линии, новый аэропорт, новые районы из пресловутого стекла и бетона, восстанавливаются памятники архитектуры, но остается еще много проблем, требующих решения.

Глядя на Стамбул из окна трамвая, первое, что бросается в глаза – типовые панельки, заброшенные газоны и прилегающая территория, местами разбитые тротуары, разбросанный повсюду мусор, страшные корявые заборы. Явный показатель безработицы – желтая тьма таксистов на Фиатах, толпящихся по пять-шесть машин, едут за тобой, сигналят. Кажется, что весь центр города – рай для таксистов, но это только видимость. Выходя из гостиницы, сталкиваешься с другим налетевшим роем – чистильщиков обуви. У них деревянные чемоданчики со щетками и гуталином, в общем, не надевайте туфли в Стамбуле!

В первый же день я увидел мальчика лет 10-11, лежащего на холодном асфальте в одной футболке, хотя было не больше трех градусов тепла. Он пытался продавать какие-то неизвестные мне сигареты, но, конечно, их никто не покупал. Зрелище ужасное и печальное. Также поражает тотальное отсутствие полицейских. За весь день я не увидел ни одного представителя этой славной профессии. В последние годы преступность в городе снизилась в несколько раз, поэтому можно совершенно спокойно гулять по центру города и в ночное время.

Стамбульские сувениры и товары однообразны и продаются не дешево. Первые этажи многочисленных извилистых улочек облеплены магазинчиками и лотками – товар весит в витринах, над козырьками, над окнами, лежит на асфальте и ступеньках, демонстрируется на манекенах – все это сопровождается словесной рекламой. Продают в основном трикотаж, естественно, известных брендов. Кто все это покупает – остается загадкой. И неужели это выгодный бизнес?.. В общем, Стамбул – сплошной базар.

Русский язык местные жители знают плохо, английский – не лучше. В первом кафе, которое я посетил, официантом оказался парень по имени Али из Туркмении. Несмотря на молодой возраст, по-русски он говорит очень хорошо. Рассказал, что здесь много выходцев из Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Афганистана, Ирака и Ирана. Стамбул всегда был плавильным цивилизационным котлом, сейчас он является своеобразным мировым котлом, прежде всего для исламского мира. А политика правительства направлена на занятие ведущей, главенствующей роли в исламском мироустройстве. Мне кажется, Турции это удается, ее роль, авторитет на Ближнем Востоке – планомерно растут. Но чувствуется какой-то диссонанс: все-таки Турция – Европа или Азия? Я считаю, что пока Турция – абсолютно азиатская, восточная держава с не пережитым османским имперским сознанием. Да, европейская косметика и лоск ей к лицу, но не более.

Быть европейцем, как быть мужчиной, мало им просто родиться. «Европеизм», как и «восточность» - прежде всего традиции, культура и воспитание. А этих трех слонов на стамбульском Гранд-Базаре не купишь.

Если закрыть глаза на мелочное лукавство торговцев с вечными тюками на тачках, завышенные цены, улочки, усеянные лавками, приставал попрошаек, таксистов, дома в плачевном состоянии, то Стамбул бесспорно достоин внимания. Надо отдать должное тому, что он растет и развивается, за 20-30 лет стал, конечно, ближе к вожделенной Европе. В городе много университетов, новые чистые вагоны метро, бесшумный трамвай, есть и стамбульский Сити, подземный туннель под Босфором– внешне Стамбул рано или поздно станет лучше, но боюсь, что только внешне.

Правительство Турции уже и не мечтает вступить в уже нестройные ряды Европейского союза. Мне кажется, принятие Турции в ЕС будет ошибкой. Страна, мягко говоря, еще не готова для совместного проживания в европейской семье. У Турции есть три больших неразрешенных национальных вопроса – курды, статус острова Кипр и признание геноцида армян.

Европа, видимо, послушав Б.Н. Ельцина, заглотила столько «суверенных» государств после распада СССР, что до сих пор не может их переварить. Принятие в ЕС Греции и других государств со слабой экономикой было стратегической ошибкой европейских чиновников, прежде всего, немецких и французских.

Например, в Турции проживает около 83 миллионов человек, во Франции – более 68, а в Германии почти 85, т.е. по населению Турция сопоставима с Германией, ведущей страной ЕС, а с экономической точки зрения их нельзя сравнивать.

Собор Святой Софии – воплощение истории города в миниатюре. С виду это нагромождение башенок, галерей, контрфорсов, пристроенных минаретов. Софийский Собор – прародитель практически всех христианских храмов, в том числе и российских. На постсоветском пространстве существует 14 сохранившихся храмов в честь Святой Софии – Премудрости Божией. Одни из самых древних находятся в Киеве и Великом Новгороде.

Идеальные пропорции храма, как образ духовного единения человека с Богом. Поражает не только внешнее величие храма, но и огромный рукотворный купол, он подобен небу. Через 40 сводчатых окон купола в храм просачивается мягкий солнечный свет. А под куполом, над некогда существовавшим алтарем, смотрит на тебя, как живая, Святая Мария с младенцем Иисусом на руках. Воистину чудесное творение рук человеческих.

Построенный в 537 году императором Юстинианом всего за шесть лет, собор стоит уже 1488 лет.

Айя-София старше Киевской Руси и Российской Империи. Я считаю, что только ради этого храма стоит хоть раз в жизни посетить Стамбул, колыбель христианства и столицу павшей Византии – Восточной Римской империи.

Константинополь очень близок русской истории, православию и российской государственности. В Святой Софии крестилась княгиня Ольга, а Византия была образцом для молодой Киевской Руси. Но главное наследство, доставшееся от Византии Руси – культура и православная вера. Принимая православие, князь Владимир все чётко рассчитал, словно смотрел в будущее, ведь не было бы у нас с вами общей культуры и религии, то, возможно, не было бы и государства Российского. Если говорить имперским слогом, то почетный статус «Москва – Третий Рим» мы переняли от Константинополя – «Второго Рима».

Стамбул, а главное морские проливы, соединяющие Черное со Средиземным морем, всегда были пределом мечтаний властителей Руси. Русские князья, а позднее и императоры, вожделели захватить город и «ключи» от Средиземного моря – Босфор.

Первые походы русских князей против Византии начинаются с 830-860 гг. под предводительством Аскольда и Дира и заканчиваются в 1043 г. в правление Ярослава Мудрого, всего было совершено восемь походов, но практически все были неудачными. Очень уж был коварен «греческий огонь», тайное оружие византийцев, состоявшее из нефти, серы и масла, но точный состав неизвестен до сих пор.

Турция (Османская Империя) – государство, с которым Россия воевала больше всего. В новом времени было восемь русско-турецких войн, кроме этого, были Азовский и Прутский походы, Крымская война, Кавказский фронт в Первую мировую войну. Большинство сражений выиграла Россия, но проливы всегда оставались за проигравшей Турцией. Благодаря, конечно же, поддержке европейской дипломатии и армии.

По Стамбулу надо много ходить, желательно посещать город в теплую и сухую погоду, чтобы небо было чистым и голубым, а солнце освещало минареты мечетей. В городе сотни больших и маленьких мечетей, которые ранее были христианскими храмами и базиликами.

В Стамбуле есть два дворца-музея старый ханский Топкапы («Пушечные ворота») и новый Долмабахче. Последний построен в середине XIX века армянскими архитекторами из семьи Бальянов, в европейском стиле нео-барокко с элементами традиционной турецкой архитектуры.

Мне понравилась подземная Цистерна базилика, возведенная при императоре Константине, это водохранилище размером 145 х 65 метров, ёмкостью 80 000 кубических метров воды, свод поддерживается 336 колоннами, высота – восемь метров. Цистерна использовалась до XVI века, после была заброшена и только в 1987 году очищена и переоборудована в музей.

Интересная история, связанная с колоннами, они все разные, привезены из разных уголков Византии, из разрушенных языческих храмов Древней Греции. У двух колонн в основании – головы Медузы Горгоны – одна повернута на бок, другая вниз головой, чтобы не заколдовали, так что не смотрите им в глаза, а то превратитесь в камень.

Бесспорно Стамбул – более азиатский город, нежели европейский, но он хочет сменить ориентацию, искусно подражает, старается понравиться или... это просто маска? Восток – дело тонкое! История сама когда-нибудь даст ответ на этот вопрос.

И должен мой дом, и должен твой дом

жить в сердечном согласье,

Иначе мой дом, иначе твой дом

погибнут враз, в одночасье.

Если будет мой дом захвачен врагом,

захватят и твой — непременно,

А если в твой дом войдут напролом,

и в моем не выдержат стены.

Р. Киплинг.

P.S. Надо послушать старика Киплинга – жить в мире и согласии. Но простые истины оказываются самыми сложными для принятия и выполнения…

__________________________________________________________________________________________

Фотографии автора