Найти в Дзене
ПГУПС

К 215-летию: интересные факты о ПГУПС

В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования. 50 интересных фактов из истории университета Над столицей Российской империи всегда висела угроза наводнений. В ИКИПС был создан Комитет для строений и гидравлических работ. В 1824 году его председателем и директором ИКИПС стал Пьер-Доменик (Пётр Петрович) Базен. После разрушительного наводнения, случившегося в том же году, Базен предложил построить защитную дамбу от Лисьего носа до Ораниенбаума с водосливом, морским шлюзом и подъемом уровня воды в Невской губе на один метр для улучшения условий судоходства. Эти предложения опередили возможности техники и технологии примерно на полтора столетия. Сегодня от наводнений Петербург защищает Кронштадтская дамба. В 1769 году в столице начали строить самый большой канал – Обводный. Он стал важной частью системы водоснабжения и транспортного обеспечения
Оглавление

В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования.

50 интересных фактов из истории университета

11. На полтора столетия вперёд

Над столицей Российской империи всегда висела угроза наводнений. В ИКИПС был создан Комитет для строений и гидравлических работ. В 1824 году его председателем и директором ИКИПС стал Пьер-Доменик (Пётр Петрович) Базен.

После разрушительного наводнения, случившегося в том же году, Базен предложил построить защитную дамбу от Лисьего носа до Ораниенбаума с водосливом, морским шлюзом и подъемом уровня воды в Невской губе на один метр для улучшения условий судоходства. Эти предложения опередили возможности техники и технологии примерно на полтора столетия. Сегодня от наводнений Петербург защищает Кронштадтская дамба.

12. Строим Обводный

В 1769 году в столице начали строить самый большой канал – Обводный. Он стал важной частью системы водоснабжения и транспортного обеспечения промышленной окраины города.

Канал достроили в 1833 году под руководством ректора ИКИПС Петра Базена. Он же предложил ряд технических решений, в том числе по укреплению ложа канала.

Канал достроили в 1833 году под руководством ректора ИКИПС Петра Базена
Канал достроили в 1833 году под руководством ректора ИКИПС Петра Базена

13. Дорога жизни

В январе 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда, по узкому коридору южнее Ладожского озера была проложена новая железнодорожная линия.

Выпускник нашего университета, начальник Октябрьской железной дороги Борис Константинович Саламбеков организовал там движение поездов, и этот инженерный шаг не имеет примеров в мировой истории: на протяжении 20 км пути шли по болотам параллельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага.

Выпускник ЛИИЖТ, начальник Октябрьской железной дороги Борис Саламбеков организовал движение поездов по узкому коридору южнее Ладожского озера
Выпускник ЛИИЖТ, начальник Октябрьской железной дороги Борис Саламбеков организовал движение поездов по узкому коридору южнее Ладожского озера

14. Ледокол «Ленин»

В 1957 году в СССР был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это выдающееся достижение советской науки, сопоставимое по масштабам с запуском первого искусственного спутника Земли.

Главным строителем ледокола был выпускник механического факультета ЛИИЖТ Владимир Иванович Червяков. В этом проекте участвовали и другие выпускники и специалисты вуза. Например, сотрудники кафедры «Электрические машины» разрабатывали силовую электрическую передачу атомохода.

Главным строителем ледокола был выпускник механического факультета ЛИИЖТ Владимир Червяков
Главным строителем ледокола был выпускник механического факультета ЛИИЖТ Владимир Червяков

15. Тайный советник Палибин

Снабжение жителей Санкт-Петербурга качественной, безопасной водой всегда оставалось важной задачей. Технический проект водоснабжения города был разработал выпускник ИКИПС Павел Иванович Палибин (1811–1881).

Согласно проекту, паровые насосы качали воду из Невы в резервуар водонапорной башни, из которого вода самотёком шла в магистральные трубы.

Палибин быстро стал признанным специалистом, возглавил Департамент рассмотрения проектов, и ни одно сооружение не обходилось без его участия. Он дослужился до чина тайного советника.

16. Диплом как полноценный проект

В ЛИИЖТе в 1930 году была организована первая в нашей стране кафедра «Тоннели». Под руководством её выпускников спроектированы и построены многие станции Ленинградского метрополитена, тоннели и пути.

Выпускник факультета «Мосты и тоннели» Алексей Эдуардович Бобра (1921–1977) представил настолько проработанный дипломный проект, что его положили в основу строительства наклонного хода станции «Владимирская». Позже он также руководил строительством станций «Автово» и «Площадь Ленина».

Дипломный проект выпускника факультета «Мосты и тоннели» Алексея Бобры положен в основу проекта наклонного хода станции «Владимирская»
Дипломный проект выпускника факультета «Мосты и тоннели» Алексея Бобры положен в основу проекта наклонного хода станции «Владимирская»

17. Между столицей и Москвой

Железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой строили в 1843–1851 годах под руководством выпускников ИКИПС Павла Петровича Мельникова и Николая Осиповича Крафта.

Работы на участках и дистанциях возглавляли тоже выпускники Института — инженеры путей сообщения, прежде руководившие изыскательскими партиями.

Летом в строительстве принимали участие студенты ИКИПС. По сути это был первый «студенческий стройотряд».

18. Рассмотрим логотип

В логотипе ПГУПС буква «У» обозначает «Университет», а её графическое изображение — специфику нашего отраслевого вуза, то есть развитие, соединение и разветвление путей сообщения.

«1809» — год основания Университета.

Символы корпоративного знака — топор и якорь — заимствованы с эмблемы 1830 года Управления сухопутных и водных путей сообщения, что подчеркивает преемственность традиций транспортников XIX-XXI веков.

Книга — символ учения и знаний, передаваемых от поколения к поколению.

Знак имеет форму круга, олицетворяющего колесо, одно из самых гениальных изобретений человечества в области транспорта.

-5

19. Сокровищница знаний

В 1809 году вместе с Институтом начала свою историю Научно-техническая библиотека — одна из крупнейших библиотек страны и старейшая инженерная. Собрание библиотеки составляет 1,3 миллиона книг.

В библиотечном фонде есть инкунабулы (издания второй половины XV века), редкие издания XVI–XX веков, в том числе по истории науки, техники, транспорта.

Высококвалифицированные специалисты, работающие в библиотеке, оказывают неоценимую помощь преподавателям, студентам, сотрудникам Университета, проводят выставки. Темы выставок – юбилеи выдающихся инженеров и их творений: железных дорог, мостов, вокзалов, механизмов и т.д.

20. Дифракция света и протестантство

Выпускник Института 1885 года Генрих Карлович Мерчинг имел широчайшие научные интересы: от оптики до истории. В 1902 году он основал в ПИИПС одну из первых электротехнических лабораторий в России.

В 1890 году он написал научный труд «О движении жидкостей: воды, керосина и нефти в трубах». Это исследование было удостоено почётной премии и трижды переиздавалось;

В 1908 году он написал научный труд «Об электрических железных дорогах», а с 1911 работает над изучением истории протестантства в княжестве Литовском.

-6