Первая половина 1970-х
СССР
В практике борьбы со шпионажем известно немало случаев, когда инициатива при добывании сведений, установлении контактов с представителями иностранного государства и другими лицами для передачи полученных сведений исходила от самих виновных. В связи с этим среди практических работников органов госбезопасности СССР получил широкое распространение термин «инициативный шпионаж».
Термин «инициативный шпионаж» означает, что виновный самостоятельно, без постороннего воздействия на него с чьей-либо стороны, собирает, похищает или передаёт названные сведения соответствующим адресатам. Иначе говоря, преступник не получает ни от кого указаний, предложений, советов, поручений, заданий действовать подобным образом. Эти действия он совершает по своей личной инициативе, «самоинициативно».
К примеру, именно таким образом действовал военнослужащий Советской Армии Ю. П. Левшин. Намереваясь бежать за границу, Левшин стал заниматься шпионажем: сфотографировал ряд схем совершенно секретной аппаратуры, похитил из части несколько секретных документов, а также собрал сведения о дислокации и назначении ряда воинских частей и соединений, военной продукции, выпускаемой некоторыми заводами, военной технике и военных объектах.
Как было установлено предварительным и судебным следствием, никто не побуждал Левшина заниматься добыванием указанных сведений. Инициатива в осуществлении шпионских действий исходила от него самого.
Также характерными в этом отношении примером являются действия другого изменника Родины — С. И. Малышева, работавшего на одном из режимных предприятий. Военная коллегия Верховного Суда СССР, рассматривавшая дело по его обвинению, установила, что Малышев по своей инициативе принял решение передать представителям посольства США известные ему государственные секреты. Найдя подходящих с его точки зрения для этой цели лиц, он договорился с ними об условиях совершения преступных действий. Осуществляя принятое по собственной инициативе преступное решение, Малышев занялся собиранием сведений, составляющих государственную тайну, а затем пытался передать их по назначению.
Оценив всё содеянное Малышевым, Верховный Суд вполне обоснованно признал его виновным в совершении измены Родине в форме шпионажа. То обстоятельство, что Малышев, как и упомянутый Левшин, совершил эти действия по своей инициативе, на квалификацию содеянного им влияния не оказало.
(Источник Самойленко П.И.)