Население Пириаполиса согласно проведенной переписи в 2011 году составляло чуть менее 9 тысяч человек.
Возможно, к нашему прибытию численность жителей незначительно и выросла.
Скорее всего, Пириаполис ничем особенным и не выделялся среди сотни похожих приморских городков-курортов или рыбацких деревень, если бы не история его создания, развития, а, главное, - исключительная роль многогранной личности его основателя.
Однако, по порядку.
В 1847 году в уругвайском Монтевидео родился мальчик, и назвали его обычным и простым именем - Фернандо Хуан Сантьяго Франциско Мария Пирия де Гросси. По семейным обстоятельствам, связанным со смертью отца, мальчуган был вынужден уехать на историческую родину - в Италию, где воспитывался и получал образование под патронажам своего дяди, как говорят, монаха-иезуита. И именно под влиянием ответственного родственника у Франциско появился живой интерес не только к гуманитарным наукам с философическими догматами, но и к мистицизму с алхимией, который со временем не угас, а, напротив, сохранился до конца жизни и имел немаловажное значение в появлении на карте мира города-курорта Пириаполиса.
В 1863 году, 16 лет от роду, но уже с развитой коммерческой жилкой и личными предпринимательскими успехами, Франциско возвращается в Уругвай и продает в рассрочку родовые имения, сколотив на этом мероприятии серьезный капитал, который постоянно пускает в оборот, увеличивая с годами богатство, влияние и известность в высших деловых и политических кругах.
В 1890 году прозорливый предприниматель приобретает в собственность земельный участок площадью 2700 гектаров между трех холмов с выходом к океану и береговой линией и в этом же году основывает в его границах населенный пункт - «курорт будущего», переименованный немного позднее в честь самого Франциско - в Пириаполис.
Казалось бы, ну, заложил человек поселение и заложил - что тут особенного? Но тут и кроется самое интересное во всей истории.
Будучи любителем, ценителем и знатоком оккультных наук и всего загадочного, выходящего за рамки привычного понимания, Пирия к выбору конкретной точки для размещения своего будущего города подошел весьма ответственно, основываясь, в первую очередь на эзотерику и другие околонаучные законы и правила, а не на привлекательность живописной природы и белоснежных пляжей в сочетании с сочной зеленью вокруг.
Со своим другом и соратником, таким же адептом мистицизма - Умберто Питамиглио, Пирия провел эзотерические расчеты и алхимические опыты, по результатам которых определил конкретное место, где сосредоточены энергетические потоки Мира, преобладает гармония магнитных, психофизических и прочих крайне важных для здорового образа жизни сил, и только после этой трудоемкой работы заложил в этом месте первый камень будущего города.
Может статься, что все эти манипуляции да расчеты были ни чем иным, как красивой легендой для окружающих, однако же, рекламная кампания, учитывая популярность всего загадочного и мистического среди скучающей аристократии конца 19 века, имела грандиозный успех.
Стоимость земли в пределах Пириаполиса быстро взлетела многократно, но дефицита в желающих поселиться в первом в Уругвае курорте, со всех сторон полезном для организма, не наблюдалось. А принимая во внимание «религиозную толерантность» Пириаполиса, кто только, в результате, не поселялся здесь: и представители классических конфессий, и сектанты экзотических направлений, любители черной магии и прочей чертовщины.
Пока Пириаполис обрастал новыми жителями, Франциско в 1897 году достроил свое родовое поместье - замок Пирия.
Недалече присоседился со своей резиденцией его друг, а по совместительству компаньон и партнер - Умберто.
В 1905 году Пирия построил первоклассную гостиницу на взморье - «отель Пириаполис», став, по сути, первым профессиональным отельером в стране.
Об этом сейчас напоминают установленный напротив здания отеля бюст гениального предпринимателя и соответствующая мемориальная табличка.
К сожалению, сегодня некогда шикарный отель выглядит совсем не презентабельно, но есть надежда, что запланированная реконструкция вернет историческому и архитектурному памятнику былой лоск и глянец.
Дон Пирия много путешествовал по старому свету и соответственно прекрасно представлял, как выглядят лучшие французские, итальянские да испанские курорты. Чтобы Пириаполис соответствовал европейским стандартам, в 1910 году Франциско начинает обустраивать свое детище широкой красивой набережной.
Через 6 лет строительство многокилометрового променада Рамбла-де-лос-Архентинос вдоль океанского побережья было закончено, а сегодня он является одной из достопримечательностей города.
В 1920 году Пирия приступил к реализации очередного масштабного и крайне амбициозного проекта - строительству, не много-не мало, самого большого и современного для того времени отеля во всей Южной Америке - отеля Аргентино.
К уникальному отелю мы еще вернемся - он заслуживает отдельного внимания (читать здесь), но стоит заранее отметить, что в далеком 1930 году «Аргентино» распахнул двери для первых постояльцев, однако функционирует и принимает гостей и ныне, хоть находится в весьма потрепанном и уставшем виде. Хотя, возможно, что шрамы времени только добавляют харизмы и магнетизму вековому сооружению.
Силами и стараниями Франциско Пирии в Пириаполисе довольно быстро появился порт, железная дорога, церковь, банк и винодельня.
И при всем столь бурном развитии и благоустройстве лишь в 1937 году населенный пункт получил официальный статус «деревни», а до статуса «города» Пириаполис дорос только в 1960 году.
И совсем недавно, в августе 2024 года, на набережной появился памятник в полный рост талантливому предпринимателю, градостроителю, политику, изобретателю, писателю, мистику и алхимику - Фернандо Хуану Сантьяго Франциско Марии Пирии де Гросси.
Есть в Пириаполисе еще одно весьма любопытное сооружение, точнее уже его руины - Церковь Пирии.
Эту церковь Франсиско Пирия начал строить в 1917 году на возвышенности с видом на весь город, а по окончании строительства планировал подарить ее католическому приходу.
Однако благородным мечтам благотворителя не суждено было сбыться по нескольким причинам.
Во-первых, капризные церковники отказались принять величественную постройку в дар, ибо усмотрели в ее оформлении недостойные масонские знаки и богомерзкие, символизирующие алхимию, орнаменты. И хотя всем известна слабость Франциско ко всему необычному и экстраординарному, документального подтверждения именно этой версии исторические архивы не содержат, и, что на самом деле явилось истинной причиной, почему церковь не перешла в собственность священников, остается под покровом тайны. Однако остается ясным, как день, фактом то, что церковь Пирии никогда не была освящена, и в ней не прошло ни единой мессы.
Во-вторых, после смерти Дона Пирии в 1933 году, строительство было остановлено, а сооружение осталось незавершенным, а вскоре и совсем заброшенным. В течение некоторого времени в нем даже размещался склад.
Так и стоят поныне руины церкви Пирии - здание с застроенной площадью в 841,2 м2 из задуманных 2000 м2.
Давным-давно утверждали, что церковь была построена так, чтобы ее фасад был обращен на восток - лицом к восходу солнца, что типично для масонских храмов, и подобное расположение было задумано специально, чтобы во время весеннего равноденствия солнечный луч проходил через восьмилепестковую розетку башни в определенное время дня и освещал заранее определенную точку алтаря, в результате чего случалось бы какое-то «чудо».
Однако опытные наблюдения, проведенные в 21 декабря 2021 года показали, что церковь обращена на юго-восток и очень близко совпадает с днем летнего солнцестояния. Значит, либо слухи были ложными, либо Земля за сто лет успела «убежать» в сторону.
Ближайший к Пириаполису холм носит имя святого Сан-Антонио, в честь которого на вершине возведена небольшая часовенка. С обзорной площадки неподалеку открывается панорамный вид на город и порт.
Раньше добраться к часовне было возможно на канатной дороге, но сейчас она уже давно не работает - станции поросли травой, а кресельные подъемники уныло раскачиваются на ветру.
Чуть ниже часовни на том же холме установлена статуя Святой Девы. Есть поверье, что она слышит просьбы верующих и помогает молящимся по мере своих сил.
Просить нам у католической Богоматери особо и нечего, поэтому в ее компании мы обычно провожали солнце за морской горизонт.
Второй холм называется Пан де Азукар - или "Сахарная Голова". Интересен он установленным на "Голове" огромным, 35ти метровым крестом и обсервационной площадкой в верхней части креста, на которую можно подняться по внутренней лестнице. Строительство этого грандиозного сооружения закончилось в 1938 году, а стройка заняла пять лет.
У подножия холма находится муниципальный парк с зоосадом с довольно разнообразными представителями животного мира. И если крокодилами со страусами уже мало кого удивишь, то местные пумы с ягуарами стали диковинками в своем роде. А капибары со свободно гуляющими вне ограждений носухами - те и вовсе для нас оказались зверями невиданными.
Что особенно приятно - посещение парка совершенно бесплатное: как для детей, так и взрослых.
Ну, а за морскими львами и котиками можно наблюдать прямо в самом городе. Достаточно просто зайти в марину: там эти ластоногие вольготно загорают на пирсе или из воды выпрашивают у рыбаков часть улова. Какая рыба водится в местной акватории - можно увидеть здесь.
Третий холм - Эль Торро, назван так по установленной на вершине статуе быка и знаменит горячими термальными источниками.
К сожалению, оценить целебность вод Бычьего Холма, как впрочем и заглянуть в гигантский крест на "Голове", не удалось: оба раза, когда мы собирались на "покорение" вершин, дорога к ним оказывалась закрытой из-за прошедших ночью дождей, и охранники ни за что не соглашались пропустить настырных туристов внутрь въездных ворот.
Более подробно о кругосветке на Телеграм-канале "К пингвинам или в погоню за Солнцем" https://t.me/k_pingvinam
Подписывайтесь, комментируйте, по возможности отвечу на вопросы.