Предисловие.
Привет, мы Павел и Ольга - обычные люди, чья жизнь долгое время шла по привычному кругу: работа-дом, дом-работа. Как и многим, нам нравилась стабильность, которую давала наша работа. По профессии мы оба юристы. Так и жили, как белки в колесе: дни сменялись днями, месяцы месяцами, и всё сливалось в одно серое пятно. Яркими моментами были короткие путешествия во время ежегодных отпусков.
И со временем пришло ощущение, что рутина жизни ограничивает, не позволяя выйти за рамки привычного, словно ты на невидимом поводке. И ты понимаешь, что больше не испытываешь радость от того, чем занимаешься. В голове постоянно крутились слова из песни группы «Другой ветер» – «Перегрызи поводок, перегрызи поводок, перегрызи поводок …». И так продолжалось несколько лет.
И вот, собравшись с духом, мы решились на смелый шаг – бросили работу и отправились в длительное путешествие во Владивосток через Казахстан, Узбекистан, Алтай и Монголию. Это путешествие заняло целых четыре месяца, мы преодолели более 30 тысяч километров. Каждый километр этого пути был наполнен новыми впечатлениями, открытиями и незабываемыми встречами.
Это путешествие изменило нас навсегда, наполнив сердце радостью и чувством свободы. Мы поняли, что мечты это не просто фантазии, а реальность, которую можно воплотить в жизнь, если только решиться сделать первый шаг. Жизнь полна возможностей, главное не бояться выйти за рамки привычного, перегрызть тот самый поводок, который удерживает нас на месте.
Часть 2. Казахстан, Актау - курорт на Каспийском море.
21 мая 2024 года, раннее утро, а мы уже в пути. Ощущения волнительные и радостные – впереди что-то новое и необычное. Сегодня нам предстоит пересечь границу России и Казахстана. Из Астрахани до российского автомобильного пункта пропуска Караузек ведут две дороги. Одна из них длиннее – около 100 километров, другой путь короче – всего 58 километров, но он требует преодоления понтонного моста.
Мы решили ехать через понтонный мост – ведь это интересно, не каждый день приходится пересекать реку таким необычным способом. Эта переправа через реку Бузан находится в селе Красный Яр, всего в 24 километрах от КПП Караузек. Проезд платный, для нашего автомобиля Тойота Венза стоимость составила 170 рублей. Проезжать по понтонному мосту было немного страшновато. Он громко гремел под колёсами, а вокруг пахло водорослями и рыбой. Когда мимо проходили большие машины, мост слегка покачивался, и мы как будто плыли по волнам.
К КПП Караузек мы подъехали в 9:45 по местному времени. Перед нами было около 20 машин. Прохождение российской границы заняло примерно час, а сам досмотр автомобиля – всего минут пять. После этого мы отправились по нейтральной территории к казахстанскому КПП Курмангазы. Для прохождения казахстанской границы нам понадобилось около 30 минут. В отличие от российского погранпоста, здесь пассажиров досматривают отдельно.
Сразу на границе, на всякий случай, мы обменяли 10 000 рублей на казахские тенге по курсу 1 рубль = 4,8 тенге. Ведь до города Атырау, где мы планировали остановиться на ночлег, предстояло проехать ещё 285 километров.
Довольные быстрым прохождением границы, мы отправились в сторону Атырау. Однако радость оказалась недолгой: спустя примерно 80 километров нас остановил наш первый казахский инспектор дорожной полиции («гаишник»). Мы немного напряглись, он внимательно изучал наши документы, но вскоре отпустил нас.
Главное, что проверяет дорожная полиция, — это наличие казахстанской страховки ОСАГО; её необходимо обязательно оформить, если планируете поездку в Казахстан на автомобиле. Мы оформляли страховку заранее здесь: https://vk.com/kazpolis_ru . Также ее можно оформить и на границе. Еще обязательно наличие техосмотра для автомобилей старше 4 лет.
Выдохнув, двинулись дальше. Хорошие участки дороги чередовались с грунтовыми, но в целом дорога была нормальной. А какие удивительные виды окружали нас! Бескрайние казахские степи и время от времени встречающиеся вдоль дороги прекрасные верблюды. Периодически приходилось останавливаться и ждать, пока караван верблюдов перейдёт дорогу. Так, постепенно, мы и добрались до Атырау.
Остановились в гостевом доме «Самурук» (1944 руб./за ночь) на окраине города, в спокойном районе рядом с трассой, так как планировали провести здесь всего одну ночь. Сразу после заселения мы отправились в центр города, чтобы купить местную сим-карту и поужинать.
Сим-карту «Билайн» мы приобрели в небольшом магазине, но активировать её самостоятельно не получилось. Выяснилось, что для иностранных граждан требуется посещение салона связи с предъявлением паспорта. Такой салон мы нашли в ТРЦ «Baizaar». Там мы активировали карту, настроили eSIM и подключили тариф с 10 ГБ трафика и 100 минут на звонки другим операторам (внутри сети «Билайн» звонки бесплатные). Всё это стоило 6 500 тенге (1 300 руб.).
В том же торговом центре оказался филиал «Халык Банка», где мы решили обменять валюту. Курс обмена оказался таким же, как и на границе. Поужинать решили здесь же. Поднявшись на фудкорт, мы заказали местные донеры, которые оказались довольно вкусными. Однако при оплате картой UnionPay через терминал Kaspi Bank (а он в Казахстане очень популярен) возникли проблемы — оплата не прошла. Но через терминал «Халык Банка» всё сработало без проблем, и мы благополучно расплатились.
Может быть полезно для вас:
Адрес ТРЦ «Baizaar» – г. Атырау, ул. Бактыгерея Кулманова, 111А; тел. - +7 (7122) 76-63-33
Атырау — это административный центр Атырауской области, важный промышленный и экономический город региона. Однако у нас не было достаточно времени, чтобы лучше ознакомиться с городом. После ужина мы совершили короткую прогулку по площади Исатая и Махамбета, а затем отправились отдыхать.
22 мая 2024 года, выехав из Атырау, мы планировали доехать до города Кульсары (224 км.), а оттуда отправиться к плато Актолагай – горной гряде, сложенной меловыми породами. Плато простирается на 90 километров в длину и имеет ширину от 5 до 10 километров. Когда-то давно здесь находилось дно древнего океана. Я уже представляла, как буду гулять среди этих прекрасных гор и искать останки древних моллюсков.
На протяжении почти всего пути до Кульсары нам пришлось наблюдать последствия недавнего масштабного наводнения, охватившего территории России и Казахстана. Вода местами всё ещё стояла вдоль дороги. Однако тогда мы даже не догадывались, что последствия этого наводнения окажут влияние и на наши сегодняшние планы.
Приехав в Кульсары, мы начали искать местных жителей, которые могли бы подсказать, как лучше добраться до плато Актолагай. Ведь туда ведут лишь степные дороги, и нужно стараться передвигаться по наиболее накатанным и быть предельно внимательным, чтобы не застрять где-нибудь посреди безлюдной местности.
Нам повезло встретить замечательного молодого человека по имени Нурбек, который узнал текущую обстановку на плато. Оказалось, что степи, ведущие к Актолагаю, также пострадали от наводнения, и сейчас проезд по ним невозможен. Мы были сильно разочарованы и не знали, что делать дальше — ведь ночевку мы изначально планировали именно там. Тем временем Нурбек начал рассказывать и показывать нам другие интересные места Казахстана, которые стоило бы посетить.
Пообщавшись с Нурбеком, настроение наше заметно улучшилось. Изучив дорогу в сторону города Актау, куда мы в конечном счёте собирались добраться, мы решили проехать ещё 210 километров и остановиться на ночлег в селе Бейнеу. По дороге мы впервые заправились на местной заправке «Qazaq Oil». Стоимость одного литра 95-го бензина составила 221 тенге (44 руб.). Качеством топлива остались довольны.
В Бейнеу мы остановились в гостинице «Арна» (2400 руб./за ночь) и поужинали в кафе при ней всего за 1000 рублей: это порция плова, порция мант, овощной салат, два пива и чай.
23 мая 2024 год, после раннего подъема настроение у нас было бодрым и энергичным. Быстренько позавтракав, мы отправились в дорогу. Сегодня нам предстояло преодолеть 470 километров до города Актау и по дороге посетить несколько достопримечательностей, так что медлить было нельзя.
Первая точка на нашем сегодняшнем пути — некрополь Сисем-ата. Навигаторы отказываются прокладывать маршрут сюда, поэтому приходится ориентироваться по указателям. Мы проехали 190 километров по трассе до поселка Сай-Утес, и там свернули на грунтовую дорогу, до некрополя оставалось ещё 30 километров.
Я всегда сама занимаюсь планированием наших маршрутов, и муж обычно знает лишь общие детали. За день или два до выезда я рассказываю ему, куда мы отправимся, как далеко нам предстоит ехать и какие интересные места посетим.
Когда мы съехали с основной дороги и приблизились к указателю «Сисем-ата», Паша посмотрел на меня с недоверием: — Ты куда меня привезла? — спросил он, оглядываясь вокруг. — Нам точно туда надо? Если честно, меня саму охватили сомнения при виде этого пустынного начала пути.
Я знала, что впереди нас ждёт нечто интересное, и убедила мужа продолжать путь. Двигались мы наугад, так как указателей больше не было, да и машин не попадалось. Придерживались более накатанной дороги. Через некоторое время заметили большое стадо лошадей и нескольких людей. Паша отправился узнать, правильно ли мы движемся. Мнения местных пастухов разделились: одни говорили, что можно проехать, другие утверждали обратное. Мы были озадачены, но после недолгих обсуждений всё же решили продолжить путь.
Дорога оказалась не самой лучшей — скорее, это была просто накатанная колея в степи. Тем не менее, мы благополучно добрались до некрополя. Кроме нас, вокруг не было никого.
Сисем-ата — один из самых больших и древнейших некрополей Мангистау (область в Казахстане), датируемый XIII — началом XX века, который насчитывает свыше 2000 памятников. Некрополь делится на две основные части: раннюю туркменскую (XIII–XVIII века) и казахскую (вторая половина XVIII — начало XX века). Здесь захоронены выдающиеся представители казахского народа, также некрополь считается пантеоном батыров. Прогулка по некрополю оказалась очень интересной. Мы с удовольствием рассматривали прекрасно сохранившиеся до наших дней памятники, украшенные необычными орнаментами. Разнообразие архитектурных форм впечатляет, а ансамбль купольных и бескупольных мавзолеев поражает своей красотой.
Если вы решите посетить этот некрополь, стоит помнить, что это священное место, и для его посещения необходимо одеваться соответственно: следует избегать открытой одежды, а голову желательно покрыть платком.
Может быть полезно для вас:
координаты некрополя Сисем-ата 44°37′15″ с. ш. 53°35′00″ в. д.
Решив, что всё было не зря, мы двинулись в обратный путь к трассе. Следующим местом, которое мы хотели посетить по дороге в Актау, был Сор Тузбаир — расположенный всего в 54 километрах. Погода начала портиться, небо затянуло тучами, но нас радовали окружавшие нас невероятные пейзажи. Казалось, будто мы попали на другую планету.
Свернув с трассы и преодолев около 6 километров по грунтовой дороге, перед нами открылись белоснежные горы — начало Сор Тузбаир. Это поистине прекрасное творение природы. «Сор» с казахского языка переводится как солончак, его протяженность 6 километров. Скалы над солончаком представляют собой древние меловые отложения древнего океана Тетис и достигают высоты более 60 метров. К сожалению, нам удалось осмотреть только малую часть этого места, так как над нами нависла огромная дождевая туча. Если начнется дождь, мы рискуем застрять здесь, поэтому решили поскорее вернуться на трассу и заехать сюда на обратном пути.
В западной части Казахстана на дорогах нередко попадаются знаки, которые кажутся нам необычными, например, «Осторожно, верблюды». Каждый раз, когда я их вижу, мне почему-то хочется улыбнуться.
Нам удалось уйти от дождя, и спустя 108 километров отличной дороги мы достигли третьей точки нашего сегодняшнего путешествия — горы Шеркала. Это одиноко стоящая гора необычной формы, сложенная из меловых пород, песчаника, глины и известняка, высотой 332 метра. Появилась она в результате поднятия суши из морских глубин. Гора примечательна своей уникальной формой: с одного ракурса она напоминает огромную юрту, а с другого — отдыхающего льва, который положил голову на мощные лапы. Наверное, поэтому Шеркала переводится с персидского как «крепость льва». Когда-то давно у её подножия проходил легендарный Великий Шёлковый путь, а на вершине располагалась вырубленная в скалах крепость. Сейчас эта священная гора Казахстана изображена на купюре в 1 000 тенге.
Мы были в восторге от этого удивительного по красоте памятника природы, такого необычного и невероятно привлекательного для посещения. Это потрясающее место оставило у нас незабываемые впечатления. Возможно, однажды мы снова вернёмся сюда и проведём здесь больше времени. А пока пора возвращаться к машине: впереди нас ждёт город Актау, до которого ещё примерно 180 километров.
Может быть полезно для вас:
координаты горы Шеркала 44°15′18″ с. ш. 52°00′23″ в. д.
К вечеру мы наконец-то добрались до Актау. На Букинге мы заранее забронировали апартаменты сразу на 6 дней (1600 руб./за ночь), поскольку планировали совершать радиальные выезды к достопримечательностям Мангистауской области. Хозяйка встретила нас радушно и быстро заселила. Квартира оказалась уютной и светлой, с прекрасным видом на Каспийское море. Можно было немного расслабиться, ведь завтра никуда ехать не нужно — мы запланировали прогулку по городу.
24 мая 2024 год, мы отлично выспались, настроение было шикарное: светило солнце, голубое небо и прекрасное Каспийское море. И мы отправились на прогулку в город. Дом, в котором мы жили, был немного необычным: привычного нам подъезда и первого этажа, где обычно располагаются лифты, не было. Выход из лифта осуществлялся сразу на улицу – забавно, не правда ли?
Актау (с 1964 по 1991 год — Шевченко) – портовый и курортный город, областной центр Мангистауской области, пустынного региона в юго-западной части Казахстана. Его название переводится с казахского как «Белая гора», ведь Актау стоит на скале из белого известняка-ракушечника. Основан он в 1961 году. Это столица нефтегазовой промышленности Казахстана и единственный морской порт страны. Но самая главная жемчужина Актау – море удивительной красоты.
Первым делом мы решили выйти на берег Каспийского моря, который находился буквально через дорогу от нашего дома. В этом районе велось строительство многоэтажного дома и набережной, поэтому подойти к воде оказалось непросто, так как отсутствовали оборудованные тропинки, а вокруг было много травы и камыша.
И мы отправились в сторону центральной набережной, наслаждаясь морскими пейзажами. Большая часть береговой линии представляла собой череду больших светлых каменных плит, камней и небольших скалистых участков. В сочетании с лазурным морем это выглядело очень красиво. В разных местах мы заметили купающихся детей. Мы стали обсуждать, как сегодня выберем подходящее место для купания, чтобы завтра понежиться на солнышке и окунуться в море.
И тут мы услышали детские крики. Оказалось, что всего в нескольких метрах от нас, совершенно не обращая внимания на окружающих, грелось на солнце ужасно милое создание — змея! Когда мы подошли поближе, она медленно поползла в сторону камней, ей явно не нравилось наше внимание. Так как мы не специалисты по змеям, то не смогли определить её вид, и не знали ядовита ли она или нет. Но на этом сюрпризы не закончились. Буквально через минуту мы заметили ещё одну змею, но уже в воде, она прекрасно плавала! Поговорив с местными жителями, мы выяснили, что на берегу и в воде, особенно среди камней, водится немало змей. Местные жители их не боятся, так как те неядовитые. Однако после всех этих встреч и разговоров у меня, да и у Паши, возник вопрос: а действительно ли мы хотим здесь купаться?
Мы продолжили свой путь вдоль берега. Побережье Каспийского моря в Актау поразило нас своей красотой: вода была голубой и удивительно прозрачной. В 2023 году мы посетили противоположную сторону Каспийского моря в Республике Дагестан, там береговая линия песчаная, а вода более тёмная и мутная, но всё равно по-своему интересная (посмотреть видеоверсию нашего путешествия на автомобиле по Дагестану можно здесь: https://dzen.ru/suite/69c3668e-5e72-4dce-8380-345066fd92bb?share_to=link).
Набережная Актау оказалась замечательным местом для прогулок: здесь открываются прекрасные виды, а воздух наполнен запахом морской воды.
Мы подошли к одной из главных достопримечательностей Актау — Скальной тропе, открытой в 2019 году. Это пешеходная дорожка длиной 1,5 километра, проложенная между морем и белыми скалами вокруг мыса Меловой. Это удивительная прогулочная зона, где оборудованы 24 смотровые площадки, установлены пирсы, скамейки и декоративные скульптуры. Вечером включается подсветка, создавая волшебную атмосферу.
В начале тропы мы увидели небольшую пещеру, вход в которую, к сожалению, был закрыт, и скульптуру русалки, изящно сидящей на камне. Присев на скамейку, установленную прямо на каменистом уступе, мы немного отдохнули, наслаждаясь видом бескрайнего моря. Решив отложить осмотр Скальной тропы до следующего дня, мы направились в город.
Поднявшись с набережной, мы оказались в уютном сквере, где установлен памятник поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко. Он находился в ссылке в Казахстане в середине XIX века. Скульптура интересна тем, что Тарас Шевченко изображен именно в том возрасте, в каком он пребывал здесь во время ссылки.
Через сквер мы направились к торговому центру, расположенному неподалёку. Мы хотели посмотреть тёплые кофты, так как забыли свои в Атырау после первой же ночёвки в Казахстане. Пока шли, обратили внимание, что в Актау улицы безымянные — вместо привычных названий только номера микрорайонов и домов. Центральная часть города была застроена ещё в советские времена, все аккуратно и уютно. Торговый центр оказался маленьким, подходящих кофт мы так и не нашли, но я купила себе купальник — всё-таки мы на курорте! Наступил вечер, и, поужинав, мы вернулись домой.
25 мая 2024 год, наступил новый день, погода была пасмурной и ветреной, но мы не слишком расстроились и решили продолжить прогулку по набережной Актау, а точнее по Скальной тропе. Несмотря на хмурое небо, мы не переставали восхищаться окружавшей нас красотой: с одной стороны возвышались белоснежные скалы, с другой — удивительно прозрачное море.
На одном из пирсов мы встретили местных рыбаков и поинтересовались, какая рыба водится в этих водах. Они рассказали, что чаще всего попадается тарань (они называют ее «тарашка»), бычок и катан. Улов тарани у них, кстати, был весьма приличным.
Скальная тропа оказалась невероятно живописной — на каждом шагу хотелось останавливаться, чтобы сделать фото. Погода начала улучшаться, выглянуло солнце, и всё вокруг стало еще прекраснее. На море появились прогулочные катера и лодки. Мы дошли до большой смотровой площадки, откуда открылся вид на городской пляж и порт. Немного пройдя дальше, наш маршрут по Скальной тропе завершился. Мы были в полном восторге!
Выходя на городской пляж после прогулки по тропе, мы сразу ощутили резкий контраст: пляж был не оборудован, покрыт высохшими водорослями, которые издавали неприятный запах. Мы не стали там задерживаться и отправились в город искать место для ужина. Чтобы утолить жажду, взяли по коктейлю. В этот момент местные дети заметили, что мы снимаем, и подошли познакомиться. Многие из них неплохо говорили на русском языке и рассказали нам, куда местные обычно ездят купаться, и о других интересных местах. Общение получилось очень приятным. В приподнятом настроении мы вернулись домой. Следующий день обещал быть не менее увлекательным, ведь мы планировали исследовать загадочный Мангистау!
Друзья, живите настоящим моментом, не откладывая свои мечты на потом. Ведь любое великое приключение начинается с одного маленького шага вперед!
Если вам интересно посмотреть видеоверсию нашего путешествия, перейдите по ссылке: https://rutube.ru/video/ea30041e2a6c94709c0eade70c48226a/?r=wd
В следующей части мы отправимся в захватывающее путешествие по достопримечательностям в районе Актау. И увидим такие удивительные места, как пляж Голубая бухта – казахстанские Мальдивы, подземные мечети Бекет-Ата и Шопан-Ата, плато Устюрт и многие другие уникальные уголки этого края.
Если вам понравилась статья и вы хотите продолжать путешествовать вместе с нами, подпишитесь на наш канал DREAM WAY и поставьте лайк. Мы будем рады видеть каждого из вас на нашем канале и всегда готовы к общению, так что ждём ваши комментарии!
Также мы есть в Telegram - https://t.me/travel_dreamway