Привет! Я — гуманная специалистка по поведению собак, и это не просто красивые слова для меня. Ниже я перечислю принципы, в соблюдении которых вы можете быть на 100% уверены, обращаясь ко мне за консультацией.
Я не использую "корректирующую" амуницию: "строгий" и электрошоковый ("антилай") ошейники, удавки, "контролеры"
Шея собаки — такая же уязвимая часть тела, как и человеческая. "Корректирующая" амуниция причиняет собакам физический и психологический вред. Она не только не корректирует нежелательное поведение, но и усугубляет его: давление в шее приводит к стрессу (придушивание — стресс для любого дышащего существа), а он — к психомоторному возбуждению, панике и агрессии (защитная стратегия "бей или беги"). Про удары током, думаю, можно не объяснять.
Я не осуждаю владельцев, уже использующих "строгачи" или ЭШО, они прибегают к ним из-за бессилия или незнания. Но условие работы со мной — переход на гуманную амуницию.
Я не "доминирую" над собаками
Теория доминирования — миф о том, что собаки конкурируют с людьми за место вожака в семье – "стае". Это представление сформировалось в конце прошлого века при наблюдении учёными за жёсткой конкуренцией волков в неволе. Позже теория была опровергнута, поскольку волчье поведение в естественной среде её не подтвердило. Не подтверждают её и отношения людей с домашними собаками.
Межвидового доминирования не существует: собаки видят в нас социальных партнеров, но не принимают за собак. А доминирование в рамках одного вида (между собаками) не имеет ничего общего с тем, что предлагается делать владельцам с целью доказать, что они "альфы".
Поэтому я не даю рекомендаций выходить и есть первыми, совать руки в миску и отнимать еду, не пускать собаку на кровать, кусать в ответ, трясти за шкирку или делать "альфа перевороты" (опрокидывание с прижатием к полу), дабы подняться по иерархии.
Это жестоко и антинаучно. И хотя сторонники доминирования аргументируют свои действия "природностью", подобное обращение совершенно неестественно для собак.
Стремлюсь к наименьшей интрузивности
Высокая интрузивность — абсолютный контроль над чужой жизнью, лишение другого возможности проявлять свободу воли и выбора.
Это оказывает на животное сильнейшее психологическое давление, не позволяет расслабиться и реализовывать видотипичное поведение, снижает уверенность в собственных силах, жизнелюбие и инициативность, становится причиной хронического стресса и низкой самооценки. В результате гиперконтроля мы получаем трусливо-агрессивную, беспомощную и неуверенную в себе собаку.
Низкая интрузивность напротив нацелена на предоставление животному свободы выбора, стимулирует проявлять инициативу и принимать решения, даёт чувство контроля и безопасности, повышает уверенность в себе и мотивацию к обучению.
Пример низкой интрузивности — мы предлагаем собаке выбрать маршрут прогулки и следуем за ней. Пример средней — предлагаем свой маршрут и действуем по реакции, ищем компромиссы. Высокой — мы тупо волочим собаку за собой.
Избегаю аверсивных методов воздействия
Аверсив — действия, вызывающие неприязнь и отвращение. В кинологии это так называемое "положительное наказание" — наказание в общенинятом понимании, когда за нежелательное поведение собака получает (отсюда "положительное" = прибавляющее что-то, а не позитивное) некий неприятный опыт.
Аверсивны такие приёмы "старой" кинологии, как: рывки поводка, чтобы собака не тянула; удар коленом в грудь, чтобы собака не прыгала; бросок банки, чтобы не подбирала. Корректирующая амуниция — тоже аверсивна, поскольку собака получает боль в ответ на нежелательное поведение: шипы "строгача" за натяжение, ток "антилая" за лай.
Иногда к плюсам наказаний и запугиваний относят быстроту запоминания собакой негативного опыта (пример с ударом и прыжком), а значит и ускорение отказа от нежелательного поведения. Однако, негативные последствия применения аверсива значительно перевешивают потенциальные выгоды его применения. Едва ли полученная собакой психологическая травма поможет проблеме поведения и отношениям с владельцем. Запомнится — да, но на пользу ли — вряд ли.
Стресс от негуманных тренировок мешает собаке концентрироваться для усвоения информации, нарушает когнитивные функции и приводит к дополнительным проблемам поведения. Потому аверсив в любом отношении уступает позитивному обучению, и я не вижу для себя никаких причин использовать его в работе и личных отношениях с подопечными.
Уделяю особое внимание благополучию
Многие проблемы поведения разрешаются уже на этапе удовлетворения базовых потребностей собаки. До начала обучения я оцениваю благополучение питомца и помогаю наладить его владельцам. Ведь у любого живого существа базовые потребности стоят выше саморазвития, и потому начинать необходимо с них.
Благополучие собаки оценивается концепцией "5 свобод" животных: 1) свобода от голода и жажды, 2) свобода от дискомфорта, 3) свобода от боли, травм и болезни, 4) свобода естественного поведения, 5) свобода от страха и стресса. Это база, без которой невозможно качественное обучение, адаптация и устранение проблем поведения.
Я всегда обращаю внимание на готовность собаки к работе, оцениваю состояние и самочувствие. Все подопечные разные и живут в разных условиях, я подбираю сложность и время обучения, чтобы не переутомлять и не перегружать их, не ставлю в трудновыполнимые условия, дозирую задачи по силам и возможностям (в том числе самого владельца). Я против тренировок наизнос, превозмоганий и голодовок ради "повышения пищевой мотивации".
Резюме
Гуманность в моей работе — это внимание к благополучию собаки; комфортная и безопасная амуниция; уважительное и доброжелательное отношение, как к другу и компаньону, а не конкуренту за власть.
Выбранные методы сфокусированы не только на том, чтобы решить запрос владельца, но и на том, чтобы помочь и не навредить самой собаке, не ухудшить её самооценку (а в идеале улучшить) и сделать процесс обучения положительным опытом для всех.