Найти в Дзене
Ликбез

Марксистская концепция интереса

Отличительная черта марксистского подхода к исследованию социальных явлений — принятие специфических онтологических и методологических принципов. При анализе интереса они предполагают поиск точки опоры в наиболее существенных отношениях социально-экономической системы - отношениях экономических. В любом обществе они проявляются прежде всего как интересы, потому последние могут выражать стремления общественных классов в сфере производства, обмена и распределения благ. Они делают явными экономические отношения и относятся ко всей «технике производства», т. е. к способам обмена и распределения, и потому одновременно к отношениям господства и подчинения — государству, политике, праву и т. п. Кроме того, в понятие экономических отношений Энгельс включал также географические условия, наследство прежних экономических фаз развития и среду, окружающую данную социальную форму. Для классиков марксизма категория интереса выступает также в неразрывной связи с понятием класса. Классовый характер инт

Отличительная черта марксистского подхода к исследованию социальных явлений — принятие специфических онтологических и методологических принципов. При анализе интереса они предполагают поиск точки опоры в наиболее существенных отношениях социально-экономической системы - отношениях экономических. В любом обществе они проявляются прежде всего как интересы, потому последние могут выражать стремления общественных классов в сфере производства, обмена и распределения благ. Они делают явными экономические отношения и относятся ко всей «технике производства», т. е. к способам обмена и распределения, и потому одновременно к отношениям господства и подчинения — государству, политике, праву и т. п. Кроме того, в понятие экономических отношений Энгельс включал также географические условия, наследство прежних экономических фаз развития и среду, окружающую данную социальную форму.

Для классиков марксизма категория интереса выступает также в неразрывной связи с понятием класса. Классовый характер интересов и их интерпретация состоят в особом акценте на том, что среди многих других классовые интересы играют основную роль в политической жизни антагонистического общества, служат внешним фактором, обусловливающим политические отношения в историческом процессе.

Использование категории классового интереса при анализе социалистического общества требует интерпретации классовости интересов и их роли в политике. Вопреки утверждениям Каутского о том, что свержение капиталистического строя связано в преодолением классов и классовых отношений, многие исследователи склонны ссылаться на Ленина и социалистическую действительность и полагать, что только развитое коммунистическое общество может создать условия для достижения этого. При социализме отдельные социальные классы и группы сохраняют различия интересов и целей. Гипотеза о сохранении ценности марксистской концепции классового интеpeca вытекает из ранее описанных предпосылок. Вместе с установлением социалистического способа производства классовое деление и структура интересов подвергаются значительной модификации. Ликвидирование капиталистического класса и создание доминирующего сектора общественной собственности создает государство и его аппарат для выполнения роли доверенного лица данной собственности. Социальные классы при помощи различного отношения к этой собственности сохраняют тождественность собственных интересов в отношении государства, хотя другие формы собственности обусловливают также специфические интересы данных классов.

В социалистическом обществе существует неравенство социального положения людей. В сознании людей сохраняется классовое понимание интересов, обретая конкретный эмпирический вид. Социальный интерес подлежит классовой оценке, поскольку находится в неодинаковом отношении к исходному критерию: соответствие с представленным в идеологии объективным, историческим интересом рабочего класса. Но познавательная ценность ленинской дефиниции классов остается открытым вопросом. При такой ситуации, когда основной критерий классового деления — общее отношение людей к средствам производства — перестает резко разделять человеческие массы, приобретают значение иные критерии, связанные с ленинским толкованием обусловленности социальной структуры экономической ситуацией. Они вытекают из Марксовой концепции общего социального разделения труда. Ими являются характер труда и другие свойства социального положения, например, образование, квалификация, доходы и участие во власти.

В марксистской теории значимо также утверждение об объективном характере интересов пролетариата. Оно может интерпретироваться по-разному: 1. Интерес рассматривается как элемент социальной действительности, независимый от субъективных желаний и воли людей. Объективность в данном случае означает, что определенные явления общественной жизни (прежде всего способ производства, экономические отношения) имеют исторический характер, независимый от субъективных причин, склоняющих людей к действиям. 2. Когда говорится об объективном интересе, высказывается онтологический тезис, который гласит, что интересы первичны по отношению к идеям. Развитое описание этой мысли дали французские материалисты XVIII в. 3. Объективность интересов значит соответствие с социальной действительностью, воспринимаемой людьми интерсубъективно.

В марксистской литературе наибольшее внимание уделяется первой из указанных интерпретаций. Концепция объективного интереса пролетариата — это некое образцовое состояние, континуум, к которому асимптотически приближается действительное сознание членов данного класса, чтобы в конечном счете никогда его не достигнуть. Конструкция рассматриваемого термина просто выражает конкретное теоретическое состояние сознания, приписываемое классу (максимально обладающему чувством собственного достоинства и потому соответствующего его исторической роли), которое может быть и обычно идеологически постулируется, хотя его реализация полностью невозможна [Hochfeld I. Studia о marksowskiej teorii spoleczenstwa. Warszawa, 1963. S. 108-109.].

Марксистская точка зрения обращает внимание на то, что интересы образуют основание для формирования классовой идеологии. В соответствии с этим отличают категорию объективного интереса от идеологического выражения данного интереса, которое является практическим субъективным выражением первого. Такую процедуру осуществляют идеологические руководители класса. А установить, в какой степени идеологическое выражение интереса соответствует своему образцу, нельзя иначе, нежели посредством анализа элементов программированных действий на основе именно идеологической формулировки группового интереса. Если происходит сильное расхождение названных двух сфер, то используется понятие «ложного интереса» — не соответствующего социальному положению субъекта, зачастую навязанного и становящегося из-за своей нереальности помехой в развитии и реализации потребностей.