Найти в Дзене
УРАЛИТИ

Имидж «добряка» или добрые дела на века: эксперт оценила пользу меценатов XIX и XXI столетий

Оглавление
Можно быть меценатом и использовать это для развития личного бренда, считает эксперт.  Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1
Можно быть меценатом и использовать это для развития личного бренда, считает эксперт. Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Один из самых богатых купцов Сибири, градоначальник Андрей Текутьев прославился как самый щедрый меценат Тюмени. В наши дни предпринимательское сообщество ставит в пример добрые дела Текутьева, но получается ли у современников соответствовать благотворителям XIX века? Такой вопрос эксперту от «ФедералПресс» прозвучал в программе «Личный БРЕНД» на «Радио 7».

Андрей Текутьев в истории Тюмени

Андрей Текутьев родился в семье крестьянина-кожевенника в деревне Борки Созоновской волости Тюменского уезда. В юности он трудился вместе с отцом, занимаясь выделочкой и продажей кожи. С 12 лет работал в лавке, где овладел основами торговли и к 15 годам достиг должности старшего приказчика. Несмотря на трудную жизнь, лишенную комфорта и отдыха, он проявил упорство и предприимчивость.

-2

Заработав капитал с нуля, Андрей Текутьев стал одним из трех самых состоятельных людей Тобольской губернии. Современники говорили, что это ему удалось благодаря упорству и сибирскому характеру, которые он направлял на развитие родного города и благополучие его жителей.

Меценатство XIX века

Впоследствии Андрей Текутьев стал городским головой и прославился меценатством. В наши дни предприниматели вспоминают о меценатстве купца и его последователей. Благотворительностью занималась и царская Россия. Но удается ли современным бизнесменам и чиновникам следовать добрым традициям предков и что должно руководить меценатством политиков и предпринимателей – имидж «добряка» или добрые дела на века? Ответ на этот вопрос «ФедералПресс» получил от музыковеда, лектора, искусствоведа Полины Стражниковой.

-3

Эксперт начала свой ответ с образа, созданного Петром Чайковским. Великий российский композитор очень заботился о своем имидже, создавал его, а не только музыку, а впоследствии его личный бренд прославился навеки, а сам Чайковский стал символом русской культуры.

«Если мы говорим про прошлое, то это, конечно, меценатство XIX века. И если говорим в связи с Чайковским, то мы не можем не упомянуть такое имя, как Надежда фон Мекк. Это была вдова уже на тот момент известного миллиардера-железнодорожника. Она обратилась к его финансам с точки зрения благотворительности. Огромное количество проектов, связанных с культурой, на тот момент стоили немыслимых денег, невозможно было бы создать без ее средств. Она это делала безвозмездно, и в том числе содержание самого Чайковского полностью было на ее руках», – рассказала Стражникова.

-4

К таким меценатам эксперт причислила русского лесопромышленника, музыкального издателя Митрофана Беляева, покровителя художников и артистов Саввы Мамонтова и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова.

«Все те, кто создавали то самое русское классическое искусство XIX века, – все-таки это были меценаты. Мы можем говорить бесконечно о композиторах, художниках, писателях, но без их поддержки, в том числе финансовой, развитие искусства как такового невозможно. И ответ, мне кажется, очевиден – помогать необходимо, помогать следует. И поддержка, которая может оказываться и предпринимателями, и чиновниками, – она просто необходима», – считает искусствовед.

-5

Благотворители XXI века

По мнению Полины Стражниковой, каждый для себя решает в меру своего персонального бренда, как он будет позиционировать свою меценатскую помощь. Для современников это важный вопрос, ведь многие занимаются благотворительностью и непременно выкладывают плоды своих трудов в публичный доступ – в соцсети и СМИ.

«И в этом, опять же, нет ничего плохого. Мы знаем, что тот же самый Савва Мамонтов был успешным предпринимателем и при этом, развивая свой персональный бренд, в конечном итоге тоже зарабатывал деньги, вкладывая в Сергея Дягилева, и получал тоже некую доходность с русских сезонов. Поэтому, если есть благое начало, всегда будет благое продолжение, даже если оно будет финансовое – в этом нет ничего плохого. Я думаю, стоит развивать определенно точно, особенно в нашем регионе», – высказала мнение эксперт.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Фото: commons.ruwiki.ru / missing name. Журнал «Огонек», № 12, 1940 (Общественное достояние), Неизвестен. La musique comme vous ne l'avez jamais écoutée - Editions Gründ - p67 (Общественное достояние)