В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования.
50 интересных фактов из истории университета
31. Основатель Харбина – наш человек
Не все знают, что основателем города Харбин, ныне находящегося на территории Китайской Народной Республики, был выпускник ПИИПС 1882 года Николай Сергеевич Свиягин.
Под руководством Свиягина строился участок от станции Никольской (ныне Уссурийска) до станции Пограничной и далее на Муданьдзян. Россия получила выход к Тихому океану по кратчайшему маршруту.
32. Гидроэнергетика – тоже наш профиль
Борис Евгеньевич Веденеев (1884–1946) после окончания ПИИПС в1909 году участвовал в проектировании и строительстве морских портовых сооружений в районе Мурманска, в разработке плана электрификации страны, заведовал в Институте кафедрой гидроэнергетических установок.
Его имя носит Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники (ВНИИГ) в Санкт-Петербурге. В этом институте проводились исследования, связанные с проектированием и строительством комплекса защитных сооружений города от наводнений. В 1983–1984 годах в павильоне площадью более 6 тыс. кв. м на ул. Фаворского была построена гигантская гидравлическая модель дельты Невы и Невской губы в масштабе 1:500.
33. От заклёпок – к электросварке
В 1894 году Евгений Оскарович Патон получил диплом инженера путей сообщения в ИИПС. Молодому инженеру было интересно строить мосты, особенно металлические. Он сформулировал принципы расчётов клёпаных мостов, и сам стал руководителем и автором проектов около 50 клёпаных мостов.
Неудивительно, что именно Патон одним из первых оценил громадные перспективы, которые открывает перед мостостроением и другими областями инженерной деятельности изобретённая русским инженером Николаем Славяновым в конце 1880-х годов электросварка, или, как её называли, электрическая отливка металлов.
34. Главный архитектор Российской империи
К 1816 году первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур не только наладил учебный процесс в «невиданном ранее и общеполезном учреждении».
Генерал-лейтенант Свиты Его Императорского Величества Бетанкур быстро стал главным консультантом царя, главным инженером и главным архитектором страны.
Под его руководством (1816-1824) в Санкт-Петербурге формировались Исаакиевская, Сенатская, Дворцовая площади, а также площади перед Аничковым дворцом, Обуховским, Измайловским и Чернышовым мостами.
На «личном счету» Бетанкура – ярмарочный комплекс в Нижнем Новгороде (60 зданий и церковь), Манеж с уникальным перекрытием рядом с Кремлевской стеной в Москве, Монетный двор в Варшаве, Казанский пушечно-литейный завод и многие другие творения.
35. Студенты-проводники
5 ноября 1984 года начал трудовую историю первый в стране круглогодичный отряд студентов-проводников «Смена», обслуживающий скорый поезд № 25/26 Ленинград — Москва. Отряд появился во многом благодаря энтузиазму и поддержке ректора ЛИИЖТ Евгения Яковлевича Красковского. Сотни студентов вуза прошли эту школу, познакомились со спецификой работы железнодорожного транспорта в режиме непрерывной производственной практики.
А в феврале-марте 2014 года более 100 студентов составили производственный отряд помощников машинистов «Петербургская Ласточка 2014», работавший во время Зимней Олимпиады в Сочи.
36. Инженеры на службе Отчеству
После Октября 1917 года и в ходе Гражданской войны многие жители России покинули страну.
При этом абсолютное большинство инженеров поверили в новых руководителей государства и новые перспективы. Работники железнодорожного транспорта главным образом остались на своих местах, в том числе в Народном комиссариате путей сообщения.
Профессора Института Н.А. Белелюбский, Н.М. Беляев, С.Д. Карейша, Е.В. Михальцев, В.Н. Образцов, Е.О. Патон продолжили работу на транспорте.
Профессора Г.О. Графтио и Г.Д. Дубелир приняли участие в разработке и осуществлении плана ГОЭЛРО, построив Волховскую, Днепровскую, Волжскую и другие гидроэлектростанции страны.
37. Заложили фундамент
Профессора и выпускники первого транспортного вуза России участвовали в создании многих других вузов.
После ликвидации Военно-строительной школы в 1832 году было создано Училище гражданских инженеров при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Так началась история Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
В 1896 году было основано Императорское московское инженерное училище путей сообщения. Его организатором и одним из разработчиков Положения об учебном заведении, а также его первым директором стал выпускник ИИПС (ныне ПГУПС) Филипп Емельянович Максименко.
Более 30 выпускников Петербургского института стали крупными учеными и руководителями Московского института инженеров транспорта (МИИТ).
38. У истоков локомотивостроения
Первые пригодные для эксплуатации магистральные тепловозы были разработаны в СССР в 1924 года усилиями Юрия Владимировича Ломоносова и Якова Модестовича Гаккеля.
Юрий Ломоносов окончил ПИИПС в числе лучших в 1898 году и проявил себя разносторонним инженером и учёным в области строительства и железнодорожного транспорта.
Яков Модестович Гаккель — разносторонний инженер и конструктор, в 1897 году окончил Петербургский электротехнический институт.
В 1922 году Владимир Ленин поддержал идею создания тепловозов для железных дорог и дал поручение ее реализовать.
39. Даёшь электрификацию!
Первая электрифицированная дорога появилась в СССР в 1926 году.
Рывок в деле перевода железных дорог СССР на прогрессивные виды тяги – тепловозную и электрическую – подготовил и осуществил министр путей сообщения СССР Борис Павлович Бещев (1903–1981), выпускник ЛИИЖТ.
40. На службе Отечеству
В годы ректорства Августина Бетанкура (1809-1824) состоялось 12 выпусков: было подготовлено 147 инженеров путей сообщения в чине поручика. Еще 76 закончили обучение с чином прапорщика или подпоручика.
До 1900 года институт выпустил 11 830 инженеров, в 1900-1917 годах — 18 356. Таким образом, за 215 лет первый транспортный вуз подготовил более 125 000 инженеров. Они запустили транспортную систему нашей страны, объединяющую все её части в единое целое.