В декабре 2024 года ПГУПС отметил своё 215-летие. Основанный в 1809 году, он стал первым транспортным вузом Российской империи, заложив лучшие традиции отечественного инженерного образования.
50 интересных фактов из истории университета
21. Школа, училище, техникум
Среднетехническое образование в России началось с учреждения при ИКИПС в 1820 году Военно-строительной школы техников путей сообщения.
В 1869 году по инициативе первого министра путей сообщения, выпускника ИКИПС Павла Мельникова на станции Елец было открыто первое железнодорожное училище.
В 1918 году при путейском институте была открыта Школа техников путей сообщения по строительству и эксплуатации железных дорог. Базой для школы служили кафедры и лаборатории Института. В скором времени школа была преобразована в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, ныне — Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта, входящий в структуру ПГУПС.
22. Мост Бетанкура
Все знают Мост Бетанкура, который стал одной из новых визитных карточек Петербурга. Инициатива увековечить имя инженера на карте города принадлежит нашему институту.
Во время строительства моста руководство ПГУПС обратилось к Георгию Полтавченко, который тогда занимал пост губернатора города, с предложением назвать новый мост, сооружаемый через реку Малая Нева, между островами Декабристов и Петровским, — именем Августина Бетанкура.
Это предложение поддержал Комитет по градостроительству и архитектуре города и АО «Институт «Стройпроект» — генеральный проектировщик нового моста.
23. Под личным патронатом монарших особ
Император Александр I, учредив наш институт, был настоящим его попечителем.
Его преемник, император Николай I, во время поездки в Англию познакомился с железными дорогами и сам проработал несколько дней на паровозе кочегаром. К железной дороге и её кадрам он питал уважение, и также решал конкретные вопросы жизни ИКИПС, регулярно знакомился с выпускными работами учащихся.
Александр II дважды побывал в Институте и остался весьма доволен.
Выдвиженец Александра III Сергей Юльевич Витте видел в железнодорожном транспорте главный мотор российской индустриализации, поэтому он увеличил финансирование и контингент учащихся вуза.
Николай II лично решал многие вопросы жизни Института. Однажды он повелел допустить до экзамена студента, пропустившего много занятий по болезни.
Большевики по настоянию Ленина и Дзержинского в полной мере использовали труд и знания инженеров путей сообщения для того, чтобы развернуть социалистическую индустриализацию.
24. По гамбургскому счёту
В Университете не было принято смотреть на национальность и религиозную принадлежность сотрудников и студентов.
Все судили друг о друге «по гамбургскому счёту», т.е. по делам. Поляки, немцы, кавказцы, евреи, выходцы из Средней Азии бок о бок друг с другом изучали основы транспортной науки. В ИКИПС одно время содержали священнослужителей православного, католического и протестантского вероисповеданий.
В начале XX века руководство Института проигнорировало требования правительства сократить процент поляков, немцев и евреев среди студентов.
25. Бегун построил Лужники
Студент Ленинградского политехникума путей сообщения Василий Поликарпов установил за годы учёбы (1924–1929) 15 всесоюзных рекордов в беге на спринтерские дистанции и в многоборье.
Крупным достижением выпускника ЛИИЖТ, архитектора и строителя Василий Петрович Поликарпова стало участие в разработке и осуществлении проекта главного спортивного комплекса страны — Московского стадиона им. В.И. Ленина в Лужниках. Четверо главных разработчиков проекта, в том числе и Поликарпов, были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.
26. Музей в учебных целях
В 1813 году в Институте для учебных целей создали музей. В 1902 году для музея построили специальное здание, и он получил название «Музей ведомства путей сообщения Императора Николая I».
Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта РФ — один из старейших и крупнейших железнодорожных музеев мира и самых популярных музеев Петербурга.
Сегодня ЦМЖТ РФ – это 65 тыс. единиц хранения, 11 залов, более 300 моделей локомотивов и вагонов, более 100 моделей мостов XIX–XX веков; 250 подлинных предметов в коллекции устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также более 50 натурных локомотивов и вагонов.
27. Дали начало «макаровке»
В 1930 году на базе на базе водного факультета ЛИИПС был создан Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Одним из организаторов нового вуза стал Валериан Евгеньевич Ляхницкий, окончивший ПИИПС в 1910 году.
Были организованы три факультета: гидротехнический, механический и эксплуатационный.
Проработавший до 2012 года как Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникацийреорганизован в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.
28. На защите города
В первые месяцы Великой Отечественной войны учёные ЛИИЖТ объединились в специальную комиссию, которую возглавил доктор технических наук Дмитрий Дмитриевич Бизюкин, выпускник ПИИПС 1913 года, - комиссия предложила свои знания для борьбы с фашистами.
Учёные Института приняли решающее участие в определении возможности прокладки и эксплуатации легендарной Дороги жизни. Они детально проанализировали сведения за многие годы о ледовой обстановке в южной части Ладожского озера и сделали вывод: дорогу можно построить.
29. Per aspera ad astra
В 1930-е годы первопроходцы, отчаянные открыватели нового и неизведанного рвались на Северный и Южный полюса Земли и в стратосферу.
Целеустремлённым и последовательным исследователем стратосферы был выпускник факультета воздушных сообщений ЛИИПС 1927 года Андрей Богданович Васенко.
30 января 1934 года состоялся первый полёт стратостата «Осоавиахим-1» с экипажем в составе командира Павла Федосеенко, бортинженера Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина.
Был установлен мировой рекорд: аппарат поднялся на высоту 22 000 м, но при спуске стратостата произошла катастрофа, исследователи погибли.
30. Сильны во всех сферах
Институт гордится теми, кто преуспел на ниве отечественной культуры, в других областях деятельности, не связанных непосредственно с транспортом или инженерным искусством.
Среди выпускников Института –
- известный поэт первой половины XIX века Николай Языков, вошедший в число поэтов «пушкинской плеяды»;
- знаменитый магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь;
- композитор и певец Виктор Салтыков, автор популярной песни «Беля ночь опустилась, как облако»;
- руководитель ФСБ России с 2008 года Александр Бортников;
- историк искусства, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.