Найти в Дзене

Муса Джалиль стихи

КРАСНАЯ РОМАШКА Луч поляну осветил И ромашки разбудил: Улыбнулись, потянулись, Меж собой переглянулись. Ветерок их приласкал, Лепестки заколыхал, Их заря умыла чистой Свежею росой душистой. Так качаются они, Наслаждаются они. Вдруг ромашки встрепенулись, Все к подружке повернулись. Эта девочка была Не как все цветы бела: Все ромашки, как ромашки, Носят белые рубашки. Все — как снег, она одна, Словно кровь, была красна. Вся поляна к ней теснилась: — Почему ты изменилась? — Где взяла ты этот цвет? — А подружка им в ответ: — Вот какое вышло дело. Ночью битва здесь кипела, И плечо в плечо со мной Тут лежал боец-герой. Он с врагами стал сражаться, Он один, а их пятнадцать. Он их бил, не отступил, Только утром ранен был. Кровь из раны заструилась, Я в крови его умылась. Он ушел, его здесь нет — Мне одной встречать рассвет. И теперь, по нем горюя, Как Чулпан-звезда горю я. Июль 1942 ДРУГУ А. А.* Не огорчайся, друг, что рано умираем,- Мы жизнью купленной не согласились жить.

КРАСНАЯ РОМАШКА

Луч поляну осветил И ромашки разбудил: Улыбнулись, потянулись, Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал, Лепестки заколыхал, Их заря умыла чистой Свежею росой душистой.

Так качаются они, Наслаждаются они. Вдруг ромашки встрепенулись, Все к подружке повернулись.

Эта девочка была Не как все цветы бела: Все ромашки, как ромашки, Носят белые рубашки.

Все — как снег, она одна, Словно кровь, была красна. Вся поляна к ней теснилась: — Почему ты изменилась?

— Где взяла ты этот цвет? — А подружка им в ответ: — Вот какое вышло дело. Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной Тут лежал боец-герой. Он с врагами стал сражаться, Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил, Только утром ранен был. Кровь из раны заструилась, Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет — Мне одной встречать рассвет. И теперь, по нем горюя, Как Чулпан-звезда горю я. Июль 1942

ДРУГУ А. А.*

Не огорчайся, друг, что рано умираем,- Мы жизнью купленной не согласились жить. Иль не по-своему мы наши дни прожили И не по-своему хотим их завершить?

И разве мерится длина прожитой жизни Приходом старости, числом ушедших лет? Быть может, эта смерть, нависшая над нами, Подарит нам бессмертья вечный свет?

Поклялся я, что жизнь в бою не пожалею, Чтоб защитить народ, чтоб Родину спасти, И разве ты, мой друг, имея сотню жизней, Их все не отдал бы на этом же пути?

Как сердцу радостно при каждой новой вести, Что продолжаем мы врагов на фронте бить, И сколько силы в том, чтоб даже на чужбине Одними чувствами с родным народом жить!

А если злую смерть я подкупить сумею И шкуру сберегу, но стану подлецом, Проклятым каином Отчизна-мать с презреньем Пусть назовет меня -и плюнет мне в лицо.

Не стану никогда желать такого <счастья> , Всем сердцем чувствую: страшнее нет беды. Что стоит человек, отвергнутый Отчизной? Ему на всей земле нет и глотка воды!

Нет, не печалься, друг, что гибнут наши жизни, Пред жизнью Родины лишь искорки они, И пусть погаснем мы, от гордой смерти нашей Ее грядущие светлее станут дни.

Любовь к родной стране, и мужество, и верность Геройской гибелью мы доказать должны, — Скажи, не этими ли чувствами святыми Мы с юности сильны, мы до сих пор полны?

Пусть оборвется жизнь, не думай, что бесследно Угаснут наши дни, достойно гибель встреть, Чтоб, услыхав про нас, сказали молодые: Так надо жить, так надо умереть! Октябрь 1943

ВОЛЯ

И в час, когда мне сон глаза смыкает, И в час, когда зовет меня восход, Мне кажется, чего-то не хватает, Чего-то остро мне недостает.

Есть руки, ноги — все как будто цело, Есть у меня и тело и душа. И только нет свободы! Вот в чем дело! Мне тяжко жить, неволею дыша.

Когда в темнице речь твоя немеет, Нет жизни в теле — отняли ее, Какое там значение имеет Небытие твое иль бытие?

Что мне с того, что не без ног я вроде: Они — что есть, что нету у меня, Ведь не ступить мне шагу на свободу, Раскованными песнями звеня.

Я вырос без родителей, и все же Не чувствовал себя я сиротой. Но то, что было для меня дороже, Я потерял: Отчизну, край родной!

В стране врагов я раб тут, я невольник, Без родины, без воли — сирота. Но для врагов я все равно — крамольник, И жизнь моя в бетоне заперта.

Моя свобода, воля золотая, Ты птицей улетела навсегда. Взяла б меня с собою, улетая, Зачем я сразу не погиб тогда?

Не передать, не высказать всей боли, Свобода невозвратная моя. Я разве знал на воле цену воле! Узнал в неволе цену воли я!

Но коль судьба разрушит эти своды И здесь найдет меня еще в живых, - Святой борьбе за волю, за свободу Я посвящу остаток дней своих. Июль 1942

ЕСЛИ НЕТ ТЕБЯ...

Пусть неистово ликуют соловьи в саду весной Мир мне кажется унылым, если нет тебя со мной!

Пусть шумят леса и травы, буйно яблоня цветет, Если нет моей любимой - горек самый сладкий плод!

Пусть летают и резвятся бабочки среди полей — Грустно, если нет красивой, легкой бабочки моей!

Даже ангелы и пери для меня толпа теней — Если нет со мной прекрасной и единственной моей! 1920