Найти в Дзене

Структура психического аппарата в топиках Фрейда

Под психическим аппаратом принято понимать теоретическую концепцию, которая описывает и поясняет психические процессы. И согласно этой концепции, подаренной нам Фрейдом, человеческая психика состоит из инстанций, имеющих разные задачи, которые хитро сплетены в своем взаимодействии, порой весьма противоречивом. Первая топика Фрейда предполагает наличие в нашем психическом трех систем как каких-то вместилищ: бессознательного, предсознательного, сознательного и некоей цензуры как «барьера вытеснения». Согласно второй топике Фрейда , наш психический аппарат состоит из Я, Сверх-Я и Оно. Обе топики дополняют друг друга и дают возможность сформировать понимание психических явлений с разных сторон. Под Бессознательным Фрейд понимал ту инстанцию психического , которая содержит наши влечения и вытесненные представления. Бессознательное неразрушимо, существует вне времени и в нем правит первичный процесс. Прошлое, будущее и настоящее, могут смещаться в бессознательном в любую сторону, перемежаясь

Под психическим аппаратом принято понимать теоретическую концепцию, которая описывает и поясняет психические процессы. И согласно этой концепции, подаренной нам Фрейдом, человеческая психика состоит из инстанций, имеющих разные задачи, которые хитро сплетены в своем взаимодействии, порой весьма противоречивом.

Первая топика Фрейда предполагает наличие в нашем психическом трех систем как каких-то вместилищ: бессознательного, предсознательного, сознательного и некоей цензуры как «барьера вытеснения». Согласно второй топике Фрейда , наш психический аппарат состоит из Я, Сверх-Я и Оно. Обе топики дополняют друг друга и дают возможность сформировать понимание психических явлений с разных сторон.

Под Бессознательным Фрейд понимал ту инстанцию психического , которая содержит наши влечения и вытесненные представления. Бессознательное неразрушимо, существует вне времени и в нем правит первичный процесс. Прошлое, будущее и настоящее, могут смещаться в бессознательном в любую сторону, перемежаясь между собой и подменяя друг друга. Все вытесненное является бессознательным, но не все бессознательное вытеснено. Часть нашего Я (и никто не знает насколько большая) бессознательно и скорее всего, таким и останется навсегда.

-2

В системе Сознательного правит вторичный процесс, и его содержимое разделено на прошлое, настоящее и будущее. Система Сознания, с одной стороны, воспринимает внешнюю информацию через наши сенсоры ( глаза, нос, уши, кожа и т.д) в виде ощущений и чувственных восприятий , а с другой стороны, является тем местом, где локализованы процессы мышления в виде суждений и воспоминаний. Любое наше знание связано с сознанием, которое является поверхностью психического аппарата, а значит пространственно ближе всего внешнему миру.

Предсознательное как инстанция отделено и от Бессознательного и от системы Восприятие-Сознание. Его можно было бы обозначить как принадлежащее системе следов памяти и «словесным представлениям». То есть, перед тем, как мы что-то осознаем, мы это «предсознаем».

При помощи словесных представлений (которые есть ни что иное, как остатки наших воспоминаний и следы прежних восприятий), наши сегодняшние мысли становятся восприятиями. То есть, Сознательным может стать только то, что когда-то уже было воспринято сознательно и снова хочет им стать, предпринимая попытки.

Цензура удерживает в Бессознательном те представления, которые связанны с запрещенными влечениями, защищая нас от негативных переживаний. И если символизировать Сознательное и Бессознательное в виде двух комнат, коридором между которыми является Предсознательное, то, согласно Фрейду, цензура - это тот страж, который стоит на где-то между двумя этими комнатами и рассматривает каждое переживание на предмет того, пускать ли его в комнату - гостиную , где находится Сознательное, или нет.

Во второй топике Фрейда Оно становится полюсом влечения и резервуаром психической энергии (с экономической точки зрения) .Содержание этой инстанции бессознательно и наполнено страстями и влечениями, которые могут быть врожденными и наследуемыми, вытесненными и приобретенными. Оно находится в вечном конфликте с Я и Сверх-Я (с динамической точки зрения) и функционирует по принципу прямой разрядки и удовольствия.

В Оно отсутствует принцип непротиворечивости, и там не обнаруживается ничего, что напоминало бы отрицание. Для Оно не значимы ценностные суждения, Оно игнорирует добро, зло и мораль. Фрейд писал, что «Вначале все было Оно». И Я стало развиваться из Оно лишь под назойливым влиянием внешнего мира.

Инстанция Я (или Эго) зависит от требований Оно, Сверх-Я и принципа реальности. По сути своей Я является тем посредником и приспособительным аппаратом, который защищает интересы личности в целом, отделившись от Оно. Я приводит в действие бессознательные защитные механизмы в ответ на неудовольствие и прорыв влечений из Оно и является связующим звеном между различными психическими процессами. Я - защитник личности, который стремится представить желания Оно своими желаниями, соблюдя принцип реальности. Я старается принцип наслаждения, который неограниченно царит в Оно, заменить на принцип реальности , ратуя за то, что мы называем рассудком и осмотрительностью.

Наше Я телесно. То есть, наше тело является тем местом, на котором одновременно могут встречаться внешние и внутренние восприятия. Это единовременно и поверхность, и проекция поверхности.

Гроддек Георг, один из основателей психосоматической медицины, подчеркивал, что «то, что мы называем нашим «Я», чаще всего ведет себя в жизни пассивно, и индивид для нас это скорее психическое «Оно», на котором поверхностно покоится «Я».

Я представляет собой изменённую воздействием внешнего мира через систему Восприятие-Сознание часть Оно. И если посмотреть на графическое изображение второй топики (рис.2), то можно увидеть, что Я не полностью охватывает Оно, а лишь покоится на нем – Я лежит на поверхности Оно как зародышевый диск на яйце.

-3

Инстанция Сверх-Я (или Супер-Эго) - это третья инстанция во второй структурной модели психического аппарата, и по отношению к Я играет роль судьи или цензора. Сверх-Я отвечает за нравственность, мораль и совесть человека, самонаблюдение и формирование идеалов. Сверх-Я – это наследник Эдипова комплекса, которое образуется в процессе
интериоризации родительских требований и запретов, идущих из их Сверх-Я.

По мере прохождения Эдипа ребенок осознает наличие социальных правил и этических норм, которые попадают в его внутренний мир посредством идентификации с родителем своего пола. И на выходе из Эдипова Комплекса «Сверх Я» приобретает вид сформированной внутренней инстанции, отражающей усвоенные моральные установки и нормы. Развиваясь на фундаменте подавленных желаний и требований, она формирует механизм саморегуляции, который контролирует импульсы «Оно».

Инстанция Сверх-Я по отношению к Я выполняет роль совести. Фрейд замечает, что несмотря на бесконечные различия, и Оно, и Сверх-Я имеют кое-что общее: они оба исполняют роль прошлого, Оно — по праву наследования, а Сверх-Я потому, что в нем «зашиты» родительские объекты, значимые Другие с их правилами, нормами и предписаниями.

Таким образом, в третьей части своей работы «Я и Оно» Фрейд приходит к выводу, что Сверх-Я – есть ни что иное, как репрезентация нашего отношения к родителям в своем идеализирующем их виде и тоской по отцовскому объекту (например, в виде религии). Сверх-Я обозначается Фрейдом тем представителем психического, которое Я, являясь представителем реальности, черпает из Оно.

В последней части своей работы «Я и Оно» Фрейд пишет, что: «Оно полностью аморально, Я старается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и столь же жестоким, каким может быть только Оно».

Изначально Фрейд обозначал Я лишь сознательную часть личности. Но позже он пришел к пониманию, что Я еще и вытесняет, не позволяя вернуться в систему сознания. Я одновременно включает в себя и сознательную, и бессознательную, и предсознательную части психики, хотя по большей части все-таки бессознательно.

«Я «рождается» из хаоса Оно благодаря собственной телесности индивида». То есть, через познание боли, наслаждения и других восприятий, из Оно формируется новое психическое образование – Я. Психическое не существует без телесного, а телесное без психического –они связаны.

Вот такой мне увиделась структура психического аппарата в работах Фрейда, перечитывая которые в процессе подготовки этого материала, я местами переставала дышать, восхищаясь его гениальностью…

Ольга Караванова

Клинический психолог