В 2024 году на экраны вышел фильм "Носферату", поразивший меня своей противоречивостью: ошеломляющая визуальная красота и удручающе пустой сюжет.
Германия 19 век, герой отправляется к графу Орлаку, чтобы заключить сделку о продаже недвижимости и получить должность. Однако там он сталкивается с чем-то необъяснимым и мистическим. Начало фильма напоминает другой фильм ужасов, «Сонная Лощина» Тима Бёртона: та же мрачная сказка для взрослых, схожий сеттинг.
Ежегодно выходит множество фильмов ужасов, но этот получил множество восторженных отзывов. В чём секрет? Ответ прост: визуал. Над декорациями, костюмами и постановкой кадров работали очень тщательно, в отличие от большинства других фильмов жанра, где на подобные детали часто не обращают внимания. Эстетика картинки, выверенные пропорции кадра, соответствующие «золотому сечению», — всё это выполнено на высочайшем уровне.
Разберём одну сцену: герой приезжает в цыганскую деревню. Цыгане начинают танцевать. Камера фокусируется на одной из женщин, затем она наклоняется, и внимание переключается на цыгана с трубкой. Слева за столом сидят двое мужчин. Этот цыган начинает смеяться, за ним — мужчины, а затем и весь табор смеётся над героем. Казалось бы, обычная сцена, но операторская работа здесь колоссальна. Она значительно сложнее и тщательнее, чем в типичном фильме ужасов.
Но что же дальше? А дальше — ничего. Действительно, я впервые вижу фильм с настолько слабым сюжетом, что даже великолепная визуальная составляющая его не спасает.
После часа просмотра я устала любоваться картинкой и стала ждать развития сюжета. Каково же было моё разочарование, когда я поняла, что его практически нет! Фильм длится более двух часов, и после середины он меня сильно утомил. Сколько бы ни была хороша картинка, хорроры об одержимости демонами уже приелись. Здесь нет ничего нового, всё это я уже много раз видела. Фильм 1922 года и то был менее затянутым. Ощущение затянутости возникает именно из-за отсутствия сюжета.
В фильме затрагиваются темы страсти и эротизма, и можно предположить, что героиня борется со своей тёмной стороной, которую ей необходимо принять, чтобы избавиться от неё. Однако, идея фильма не раскрыта. Подавленные желания… и что? Что хотел сказать режиссёр? Если бы хоть немного была раскрыта тема и заложена какая-то идея, но… полное разочарование.
Ещё мне не понравилось, как, по обыкновению, самых адекватных персонажей, пытающихся мыслить критически и здраво оценивать ситуацию, выставляют идиотами. Например, Фридрих, друг семьи Хуттеров, положительный персонаж, помогает и Томасу, давая ему деньги в долг, и Эллен, нанимая для неё врача. Он не верит в демонов, пытаясь объяснить всё с научной точки зрения. Посмотрим на ситуацию с его стороны: вокруг эпидемия чумы, а окружающие, вместо того чтобы помогать больным и искать способы борьбы с болезнью, говорят о демонах, одержимости, призраках и оккультизме. Разве это не абсурд?
Фридрих пытается мыслить логически. Мне очень жаль Фридриха. Он помогал Томасу и Эллен, был примерным семьянином, любил жену и детей, был образованным и интеллигентным человеком. И как его отблагодарили друзья? Навлекли беду, которая унесла жизни его жены и детей. После потери всего, вскоре погиб и он сам. И его ещё хотят показать идиотом? Главный герой — просто амеба, а про героиню я вообще молчу: она знала, что из-за неё город охватила смерть, и предприняла какие-то действия только в конце.
В итоге: эстетичная сказка для взрослых с предсказуемым концом и слабым сюжетом. Фильм не пугает и до уровня «Субстанции» ему далеко. Честно говоря, не рекомендую этот фильм. Если вам очень нравится визуал, и сюжет не важен, то посмотреть можно. Оценка 6/10, чисто за визуал.