Найти в Дзене

Клод-Никола Леду (1736–1806)

Клод-Никола Леду: Зодчий Грёз, Строивший Воздушные Замки Будущего Все умирает вокруг нас, ненависть , зависть, злоба; разум выживает, истина процветает, эти две сестры идут равным шагом. Если нет согласия между страстями, предубеждениями, разум заставляет их умолкнуть, добродетель предлагает убеждению нетленную пищу. Клод Николя Леду Клод-Никола Леду (1736–1806) – французский архитектор, человек не от мира сего, чьи дерзкие замыслы, пусть и не воплощенные в камне все до единого, оставили глубокий след на лице архитектурной истории. Он был из племени революционных классиков, опередив эпоху на несколько веков, нашептав свои идеи Мендельсону и Нимейеру. Жизнь в камне: От привычного к невиданному Леду начал путь зодчего, вырисовывая особняки для богачей – всё как положено. Но душа его томилась, и вскоре он взбунтовался против скучных правил. Он начал чертить нечто новое, невероятное. Судьба улыбнулась, и в 1771 году его назначили главным архитектором Королевской Соляной Мануфактуры в Ар

Клод-Никола Леду: Зодчий Грёз, Строивший Воздушные Замки Будущего

Все умирает вокруг нас, ненависть , зависть, злоба; разум выживает, истина процветает, эти две сестры идут равным шагом. Если нет согласия между страстями, предубеждениями, разум заставляет их умолкнуть, добродетель предлагает убеждению нетленную пищу.

Клод Николя Леду

Дом смотрителя реки  Лу. гравюра . Клод Николя Леду (1736-1806)  Национальная библиотека Франции, Отдел редких книг, RES-V-45
Дом смотрителя реки Лу. гравюра . Клод Николя Леду (1736-1806) Национальная библиотека Франции, Отдел редких книг, RES-V-45

Клод-Никола Леду (1736–1806) – французский архитектор, человек не от мира сего, чьи дерзкие замыслы, пусть и не воплощенные в камне все до единого, оставили глубокий след на лице архитектурной истории. Он был из племени революционных классиков, опередив эпоху на несколько веков, нашептав свои идеи Мендельсону и Нимейеру.

Жизнь в камне: От привычного к невиданному

Леду начал путь зодчего, вырисовывая особняки для богачей – всё как положено. Но душа его томилась, и вскоре он взбунтовался против скучных правил. Он начал чертить нечто новое, невероятное. Судьба улыбнулась, и в 1771 году его назначили главным архитектором Королевской Соляной Мануфактуры в Арк-э-Сенан. Вот где развернулся его гений!

Арк-э-Сенан: Машина для соли, Грёзы об Идеале

Дом директора. Солеварня в Арк-э-Сенан
Дом директора. Солеварня в Арк-э-Сенан

В 1775 году Людовик XV поручил архитектору Клоду Николя Леду строительство одной из крупнейших солеварнь в Европе: солеварни Арк-э-Сенан. Соляная Мануфактура – это не просто заводик, это целый мир, задуманный Леду как идеальное государство. Сердце этого мира – дом директора, от которого, словно лучи солнца, расходятся другие строения: дома для рабочих, мастерские, конторы, склады. Это, пожалуй, его самая известная и масштабная работа, демонстрирующая его визионерский подход.

Но помимо Соляной Мануфактуры, Леду оставил после себя целый ряд проектов, которые удивляют своей смелостью и новаторством. Среди них – шлагбаумы Парижа (Barrières de Paris), спроектированные как монументальные ворота в город, театр в Безансоне (Théâtre de Besançon), поражающий своей элегантностью и функциональностью, а также многочисленные проекты частных домов и особняков, в которых Леду экспериментировал с формами и пространством. Особенно выделяются его утопические проекты, такие как “Идеальный город Шо” (Chaux), в котором он воплотил свои представления об идеальном обществе и архитектурном пространстве. Убежденный в том, что архитектура может помочь построить лучший мир, Клод-Николя Леду мечтает расширить полукруг солеварни Арк-э-Сенан, построив идеальный город в сельской местности. Для города Шо, который так и не был построен, Леду задумал множество зданий, позволяющих жителям учиться, встречаться и развлекаться. Формы зданий чистые, без излишнего декора, в интересах «говорящей» архитектуры, формы которой вызывают в памяти конечную цель. Утопический город Шо так и не был построен, но чертежи Леду, постоянно перерабатываемые, были опубликованы за два года до его смерти в трактате « Архитектура, рассматриваемая в связи с искусством, моралью и законодательством» .

Идеальный город Шо
Идеальный город Шо

В этом проекте Леду раскрылся во всей красе:

  • Всё по уму: Город устроен так, чтобы производство соли шло как по маслу.
  • Камень говорит: Каждое здание – это символ, рассказывающий о своей роли.
  • Величие и простота: Здания поражают своим размахом и строгими линиями.
  • В гармонии с природой: Леду хотел, чтобы его город был частью пейзажа.

Мастерская рабочих, предназначенная для изготовления обручей для бочек

Источник: национальная библиотека Франции, Отдел редких книг, RES-V-38
Клод Николя Леду 1804 г.  Национальная библиотека Франции, Отдел редких книг, RES-V-38
Источник: национальная библиотека Франции, Отдел редких книг, RES-V-38 Клод Николя Леду 1804 г. Национальная библиотека Франции, Отдел редких книг, RES-V-38

«В мастерской находятся рабочие, которые изготавливают металлические обручи для бочек. Он имеет форму двух вложенных друг в друга бочек. Концентрические круги по четырем сторонам здания символизируют детали, которые производятся в здании.
Наверху находятся жилые помещения рабочих. Как и в случае с солеварнями, Леду старается размещать жилые помещения как можно ближе к рабочему месту.

“Говорящие здания”: Камень как язык

Леду верил, что здания должны сами рассказывать о себе, без всяких объяснений. Поэтому он придумывал такие формы, чтобы каждый понимал, что здесь происходит. Вспомните его домик лесника в виде пирамиды или сторожку у реки, встроенную в огромную трубу!

Мечты о городах будущего: Утопия на бумаге

После революции Леду попал в немилость, даже в тюрьме посидел. Но и там он не сдавался, а рисовал новые города – идеальные, справедливые, прекрасные. Эти города так и остались на бумаге, но они вдохновили многих архитекторов на смелые эксперименты.

Что осталось после Леду:

Леду не просто строил здания, он создавал идеи. Он мечтал о том, чтобы архитектура служила людям, помогала им жить лучше. Его проекты – это как семена, которые проросли в работах других архитекторов.

Его идеи вдохновили:

  • Эриха Мендельсона: Он тоже любил огромные масштабы и чёткую геометрию.
  • Оскара Нимейера: Он не боялся экспериментировать с формами и создавать что-то совсем новое.

Вместо эпилога:

Клод-Никола Леду – это архитектор, который смотрел далеко вперёд. Его проекты – это не просто здания, это манифест о том, какой должна быть архитектура будущего. Он остался в истории как человек, который строил не стены, а мечты, как зодчий, чей гений опередил свое время.

Застава Ля-Вийут. Гравюра
Застава Ля-Вийут. Гравюра