МЫ ТАК ЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА / C'eravamo tanto amati
(Италия, 1974)
Режиссёр - Этторе Скола
В главных ролях: Стефания Сандрелли, Нино Манфреди, Витторио Гассман, Стефано Сатта-Флорес.
Это был тот самый случай, когда Главный Приз Московского МКФ достался действительно выдающейся картине. Более того, именно эта награда вывела Этторе Сколу на большую международную орбиту.
Московский фестиваль тогда котировался в одном ряду с самыми представительными кино-форумами в Каннах, Венеции и Берлине.
Трагикомический рассказ про трёх друзей, которые на протяжении 30 лет любят одну женщину, как в капле воды отразил целую эпоху в истории Италии (уж извините за банальность оборота).
Как это обычно и случается, когда режиссёр берётся за воссоздание обобщённой истории своего поколения, фильм пронизан искренней теплотой, симпатичным юмором, обязательной сентиментальностью и светлой печалью.
Но и критическим ретроспективным взглядом.
Наверное, каждый режиссёр хотел бы снять свой "Амаркорд". Но решаются не все. Скола решился и выиграл (как минимум, московскую награду и мою любовь))
Для создания особой ностальгической интонации режиссёр применил эффектный постановочной концепт: Скола изящно вплёл в ткань сюжетного повествования историю становления и триумфа послевоенного итальянского кинематографа. Любовно и иронично, где-то цитируя, где-то даже инсценируя великие фильмы эпохи неореализма и его последующих модификаций, он проводит своих героев по сюжету, расставляя смысловые и эстетические вехи именно в такой форме.
В эпизодах, связанных с историей национального кино, Скола снимает в камео ролях великих Витторио де Сику, Феллини и Мастрояни.
Режиссёр даже рискнул воспроизвести легендарную сцену Аниты Экберг и Мастрояни у фонтана Треви из "Сладкой Жизни" Феллини.
Наверное, многое в этом фильме сейчас может показаться наивным, но замечательная актёрская игра (какой ансамбль собран! сливки, чистые сливки)), чудесная музыка Армандо Тровайоли, операторская работа Клаудио Чирилло (в том же 1974 он снимет ещё и "Запах женщины" Дино Ризи) и, конечно же, простой, но очень трепетно разыгранный сюжет, создают многослойное и глубокое полотно. Смотреть приятно и интересно.
Здесь в каждом эпизоде, в разработке каждой сюжетной арки чувствуется сильная и умелая режиссёрская рука. Обратите внимание, как аутентично стилизован каждый из эпизодов, в соответствии с временем к которому он относится - от 40-х до 70-х.
Скола филигранно обыгрывает особую кино-эстетику, соответствующую каждому из десятилетий, в которых происходит действие картины.
Напоследок пара интересных и/или важных (как мне кажется) фактов:
- В этом фильме великий Витторио де Сика в последний раз появляется на экране. Он умрёт как раз тогда, когда Скола будет заканчивать финальный монтаж "Мы так любили друг друга". После этого Этторе, считавший себя учеником великого маэстро, во вступительном кадре публикует посвящение Витторио де Сике.
- Название фильма взято из популярной в Италии песни.
- Стефания Сандрелли с годами всё чаще начнёт сниматься в эротических эпизодах и, на пороге своего сорокалетия, доснимается до всеми нами любимого Тинто Брасса. У Брасса она сыграет главную роль в легендарном "Ключе", где вторую главную роль (её, измученного похотью и угрозой импотенции, мужа) исполнит Стефано Сатта-Флорес. Доигрались, одним словом)
Впрочем, я с симпатией отношусь к "Ключу" - забавный и совсем не глупый фильмец. Хотя... не будь там роскошных обнажений Стефании, вряд ли бы я о нём когда-либо вспомнил )
И если уж я завёл речь о ней, то в 1974 году на роль девушки, в которую решительно влюбились все трое друзей, я тоже выбрал бы Сандрелли)
Поверьте, я имею представление о том, какими потрясающими красавицами было украшено итальянское кино 70-х, но выбор мой был бы только таким!
Впрочем, Сандрелли - это отдельная история, как вы понимаете.
P.S. У меня есть и личные причины выделять этот фильм в число своих любимых и дело не в Сандрелли (точнее, не только в ней). Но их я рассказывать здесь не стану, ибо не они решают. Решает мастерство Этторе Сколы, которого я считаю одним из лучших режиссёров европейского кино 70х-80х.