«Медиа могут искажать и драматизировать непосредственную реальность момента»
Биография
Франсис Алис (р. 1959) – родился в Антверпене в семье судьи, учился на архитектора в Турине и Венеции, а по окончании обучения, в 1986 году, переехал в столицу Мексики, где занялся современным искусством. Основой творчества художника являются перформативные прогулки (пасео) или поэтические акции, снятые на камеру. Например, он водил за собой стадо баранов вокруг флагштока с национальным флагом на главной площади города («Патриотические сказки» 1997), менял ландшафт с помощью 500 добровольцев («Когда вера сдвигает горы» 2002), запускал диких лис в лондонскую Национальную галерею («Ночной дозор» 2004). Российскому зрителю, конечно, больше всего известна его работа а в саду Эрмитажа («Лада Копейка» 2014), когда во время "Манифесты-10" он проехал на советской машине из Гента в Петербург, демонстрируя крушение индивидуальных и общественных надежд.
Художник интересуется вопросами противоречий между политикой и моралью, личными поступками и общественными настроениями. Его проекты всегда имеют социальную направленность и касаются переосмысления общественного пространства. А еще того как взрослый человек тратит силы на бесполезные действия и разочаровывается, не находя смысла в своих поступках, а ребенок, наоборот, развлекается и развивается благодаря игровым практикам. Франсиса Алиса часто называют идеальным примером междисциплинарного художника, размывающего границы техник и жанров, а также развивая и трансформируя идею от проекта к проекту.
Акция "Реконструкция" 2000
Для этой работы художник купил пистолет в Мехико, а затем прошел по улицам города с пистолетом в руке. Через одиннадцать минут он был арестован полицией. На следующий день он повторил действие, но в этот раз в сотрудничестве с полицией. Представляя запись этого драматического действия вместе с кадрами его реконструкции, Франсис Алис стирает границы между документацией и постановкой, ставя под сомнение концепцию подлинности.
Серия "Камера-оружие" (Camgun) 2002-2014
Эта серия рукотворных пулеметов, где обойма заменена кинопленкой, насчитывает около 100 работ, экспонируется в виде отдельных арт-объектов, инсталляции, а также ряда чертежей и коллажей. Идея для создания этих работ появилась благодаря видео "Реконструкция", в котором художник размышлял о камере как об оружии массового поражения, а также детском самодельном огнестрельном оружии, собранном из палок или найденных объектов.
Эти работы выполняют функцию физического аналога каламбура: работа получила свое название от синтеза слов "камера" и "пистолет". В английском языке один и тот же глагол "shot", то есть стрелять, используется для описания функции обоих объектов: в зависимости от контекста можно стрелять из пистолета или снимать фильм/фотографию.
В проекте "Camguns" камера становится символом и средством навязывания власти. Когда акт насилия фиксируется через объектив, его фактичность нельзя отрицать: с этого момента акт насилия превращается в факт, который можно повторять и рассказывать как субъективный опыт. Благодаря камере реальность становится повествованием, а повествование становится оружием в руках каждого отдельного рассказчика. Поэтому Фрэнсис Алис описывает эти произведения как "политическую поэтику в сценах экстремального социального конфликта".