Найти в Дзене
ФИЛЬМОФИЛИЯ

«Фотограф из Маутхаузена»: когда камера становится оружием против зла

Съёмки фильма «Фотограф из Маутхаузена» проходили на нескольких локациях:
Барселона, Терраса и Будапешт. Монументальные экстерьеры Маутхаузена воссоздали в поле недалеко от старого туберкулёзного санатория в Торребонике.
Съёмки фильма «Фотограф из Маутхаузена» проходили на нескольких локациях: Барселона, Терраса и Будапешт. Монументальные экстерьеры Маутхаузена воссоздали в поле недалеко от старого туберкулёзного санатория в Торребонике.

Адольф Гитлер мечтал о великой архитектуре. Его фантазии о монументальных зданиях, роскошных улицах и арийских городах будущего требовали гранита. Много гранита. Так в 1938 году в Австрии, рядом с каменоломнями, появился концлагерь Маутхаузен — «измельчитель костей», как его называли в СС. Это был не просто лагерь, это была машина смерти, где труд был равен уничтожению. Лестница Смерти, Стена парашютистов, тысячи сломанных судеб — все это часть истории, которую мы обязаны помнить. И фильм «Фотограф из Маутхаузена» напоминает нам об этом с беспощадной честностью. 

Готовясь к роли фотографа, Марио Касас потерял 15 кг
Готовясь к роли фотографа, Марио Касас потерял 15 кг

Режиссер Мар Таргарона берет за основу реальную историю фотографа Франсуа Буа, который рискуя жизнью, документировал зверства нацистов. Его камера становится не просто инструментом, а оружием против бесчеловечности. Это не просто фильм о холокосте или войне — это история о том, как искусство и человеческая воля могут противостоять злу даже в самых адских условиях. 

В сцене, где повесили Бонаревитца, верёвка порвалась. На самом деле во время его казни она разрывалась дважды. Однако сценарий немного изменили, потому что режиссёр боялась, будто зрители сочтут это нереалистичным.
В сцене, где повесили Бонаревитца, верёвка порвалась. На самом деле во время его казни она разрывалась дважды. Однако сценарий немного изменили, потому что режиссёр боялась, будто зрители сочтут это нереалистичным.

С первых минут фильм погружает нас в мрачную атмосферу Маутхаузена. Кадры, снятые с почти документальной точностью, показывают не просто ужасы лагеря, а его повседневность. Голод, холод, изнурительный труд, постоянный страх смерти — все это становится фоном для главной драмы. Франсуа Буа, которого играет актер с потрясающей внутренней силой, не просто выживает. Он борется, используя свою камеру как способ сохранить память о тех, кто не дожил до освобождения. 

Сцену праздника должны были снимать весной в Австрии, но в итоге создавали зимой в Будапеште. В перерывах между съёмками касту приходилось держать во рту лёд, чтобы охлаждать дыхание, иначе они выдыхали пар. Температура тогда опустилась до минус семи по Цельсию.
Сцену праздника должны были снимать весной в Австрии, но в итоге создавали зимой в Будапеште. В перерывах между съёмками касту приходилось держать во рту лёд, чтобы охлаждать дыхание, иначе они выдыхали пар. Температура тогда опустилась до минус семи по Цельсию.

Фильм не пытается шокировать ради шока. Он не играет на эмоциях зрителя, как это часто бывает в военных драмах. Вместо этого он предлагает глубокий, почти медитативный взгляд на человеческую природу. Как остаться человеком, когда вокруг ад? Как найти в себе силы бороться, когда надежды нет? Эти вопросы звучат в каждом кадре, в каждой сцене. 

Штандартенфюррер СС Франц Ксавьер Цирайс на самом деле убил сорок человек в честь дня рождения своего сына
Штандартенфюррер СС Франц Ксавьер Цирайс на самом деле убил сорок человек в честь дня рождения своего сына

Музыка Диего Наварро добавляет фильму дополнительный эмоциональный слой. Она не перегружает, но усиливает ощущение трагедии, подчеркивая тишину и пустоту, которые остаются после каждого акта насилия. 

-6

Конечно, «Фотограф из Маутхаузена» не станет новым «Списком Шиндлера» или «Пианистом». Он не претендует на звание шедевра, но это не делает его менее важным. Это фильм-напоминание, фильм-предупреждение. Он не пытается увлечь или захватить — он заставляет думать. И в этом его главная сила. 

Реальные фото узников лагеря. Измождённые узники, нагруженные тяжёлыми камнями, часто спотыкались на крутой лестнице из 186 ступеней и сами катились вниз; эти ступеньки прозвали Todeststiege («лестница смерти»).
Реальные фото узников лагеря. Измождённые узники, нагруженные тяжёлыми камнями, часто спотыкались на крутой лестнице из 186 ступеней и сами катились вниз; эти ступеньки прозвали Todeststiege («лестница смерти»).

Исторический контекст, который режиссер вплетает в сюжет, делает фильм еще более мощным. Лестница Смерти, Стена парашютистов, газовые камеры — все это не просто декорации, а часть истории, которую нельзя забывать. Когда в финале на экране появляются реальные фотографии Франсуа Буа, становится ясно: это не просто кино. Это память. 

Реальное фото. Узники трудились в каменоломнях — добывали гранит. Тяжёлую работу выполняли по 12 часов в день при скудном пайке.
Реальное фото. Узники трудились в каменоломнях — добывали гранит. Тяжёлую работу выполняли по 12 часов в день при скудном пайке.

«Фотограф из Маутхаузена» — это не развлекательное кино. Это тяжелый, но необходимый фильм. Он не оставляет после себя легкости, но заставляет задуматься о цене человеческой жизни и силе искусства в борьбе против зла. Если вы готовы к такому опыту, обязательно посмотрите. Но будьте готовы: этот фильм останется с вами надолго.