Гладкая замена
Смена протектора произошла мягко, без потрясений. На момент смерти Оливера Кромвеля его старшим сыном был Ричард. Двое более старших и, возможно, боевитых умерли.
32-летний Ричард был хорошим охотником, наездником, но и только. Из него вышел прекрасный сельский сквайр, но к делу управления государством в бурную эпоху он никак не подходил.
Да он и сам это понимал, говоря:
«Наверное, Господь был бы рад, да и страна тоже, выбрать для этой работы человека более подходящего, чем я».
Тем не менее практически единогласно именно Ричард занял место отца. Была ли альтернатива? О да. И я сейчас говорю не о нищем изгнаннике Карле Стюарте, а о родственнике Ричарда. Муж его сестры генерал-майор Флитвуд готов был взять власть в свои руки.
Кстати, Флитвуд унаследовал жену у другого верного кромвелевского генерала Айртона – обоим им досталась Бриджит Кромвель.
Так вот, за Флитвудом стояла армия. Большинство деятелей с политическим весом понимали: отдай власть Флитвуду и получишь тотальный диктат армии, военную хунту, говоря языком XX века.
Но генерал не сдался. За ним всё-таки стояла армия. А на кого мог опереться Ричард Кромвель?
Третий парламент протектората
Ричард мог опереться на мнение страны, на авторитет отца. Но авторитет отца вещь эфемерная, она поддерживает только достойного. Каковым Ричард, пожалуй, не был. А вот мнение страны дело другое. И Ричард созывает Третий парламент протектората.
Новый парламент открылся в январе 1659 года. Состав его оказался весьма умеренным. Никаких крайностей. Ни левых, ни правых. Возможно, среди его членов и были тайные монархисты, но они не делали погоды.
Погоду делало противостояние парламента и армии. Одним из первых решений Палаты стало требование запрета политической деятельности в армии. Флитвуд и его офицеры подали протест и принялись мутить солдатскую массу.
В армии произошел раскол. Часть полковников подчинилась биллю парламента. Но тогда своих командиров стали покидать солдаты, подпавшие под влияние Флитвуда.
Парламент пошел на обострение и совершил роковую ошибку. Он попытался привлечь к ответственности генерал-майора Ботелера – за его деятельность в период управления страной генерал-майорами.
Постойте-ка! Если судят одного, могут осудить и других. И в армии сработал корпоративный дух. Генералы объединились против парламента. И у того просто не осталось шансов.
6 апреля армия представила парламенту петицию с требованием самороспуска. Ричард Кромвель пошел на капитуляцию и 22 апреля распустил парламент. А через месяц, 25 мая, и сам ушел с поста протектора. Давайте-ка дальше без меня. Да, Кромвель оказался ненастоящим.
За морем житье не худо?
Ой, как худо. Посмотрели бы мы на Карла II в конце 1650-х годов. В это время король без королевства проживал в стране у своей сестры, в Голландии. На птичьих правах, на подачках.
Во Франции оставалась королева-мать с младшим из Стюартов. Генриетта-Мария пыталась склонить парня к католицизму. И это стало причиной очень серьезных разногласий в семействе Стюартов.
Между тем война Кромвеля с Испанией вдохнула в окружение Карла II новые надежды. На последние деньги король даже начал собирать армию наемников, готовясь бросить их в бой на стороне испанцев.
Кто ж знал, что французы с англичанами разобьют испанцев? А наемники требовали непомерного количества денег. Непомерного, конечно, по казне Карла II. Дело было очень плохо. Ближайший советник Карла лорд Хайд писал:
«Кусок мяса, глоток вина, дрова, свечи – вышло все, а одолжить денег даже на неделю, не говоря уже о более продолжительном сроке, совсем не просто».
Положение было отчаянным. И вдруг 10 сентября 1658 года приходит роскошная новость: Кромвель мертв!
Впрочем, первые месяцы после этого не дали ничего обнадеживающего. Протектором стал другой Кромвель. Англия продолжала игнорировать наличие через пролив короля. Но к лету 1659 года ситуация изменилась.
Вишенкой на торте стала история о лондонском трехдневном младенце. Он будто бы вдруг заговорил: «Король! Король! Отнесите меня к королю!» Это ли не знак Божий?
Протектор в отставке
О дальнейших событиях в Англии мы поговорим в следующей главе. Здесь же хочется закончить с Ричардом Кромвелем. Каково живется протектору в отставке?
Во время политической турбулентности конца 1659 года вдруг снова заговорили о возможности его восстановления в должности. Но дальше разговоров по кабакам дело не пошло.
Вскоре произошла реставрация Стюартов. Ричард Кромвель благоразумно решил покинуть страну. Сначала он уехал во Францию, где проживал под чужим именем. Зачем вызывать нездоровые ассоциации с именем Кромвель?
Деньжат с собой, видимо, Ричард прихватил в достатке и мог позволить себе разъезжать по Европе. Добровольное изгнание длилось добрых 20 лет. И только когда уже все позабыли Кромвеля, под самый занавес царствования Карла II, Ричард вернулся в Англию.
Он проживал в деревенской глуши до самой смерти в 1712 году. Осколок великой эпохи. Забытый всеми старик.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":