Почему у ангела католический крест, а не православный? Может, памятник не той войне, а колонна древнее, чем считается?
Подобные вопросы оставляли читатели к ранее опубликованным на канале статьям об Александровской колонне. Также были утверждения, что на всех русских православных храмах стоят только восьмиконечные кресты, других не бывает, такой крест является символом православия и его должен держать ангел, а поскольку крест другой, значит, историки от нас что-то скрывают...
Давайте разбираться.
Католический крест (четырехконечный с удлиненным нижним концом) является преобладающим символом в католической вере, это правда, но правильное название такого креста – латинский (или римский).
Название у креста такое не оттого, что им пользуются католики, у которых официальный язык богослужения латинский, а потому что латины (народ) послужили основой формирования римского народа и Рима, где практиковали смертную казнь через распятие на † кресте.
Латинская форма креста стала и является до сих пор общехристианской, поэтому утверждение, что крест у ангела католический, неверное. История главного христианского символа началась, когда царица Елена в 326 году нашла крест, на котором был распят Христос. Были найдены две отдельные перекладины, табличка и подножие, но не удалось определить, каким образом они крепились друг к другу.
Поскольку было неизвестно, как выглядел крест, уже тогда начались споры о его форме. Общепринятым стал латинский крест, но римляне еще распинали на Т-образном кресте, поэтому трехконечный крест тоже, но в меньшей степени, стал символом.
Вопрос с табличкой и перекладиной оставался открытым. На кресте-символе они появились в VI веке (до раскола в христианстве), в Византии, тогда в иконопись вошел восьмиконечный крест. Были еще шестиконечные и семиконечные кресты, но они встречаются редко. При этом, от ранее устоявшихся форм креста никто не отказывался.
Широкое применение восьмиконечного креста на Руси пошло со времен Ивана Грозного. Впоследствии такой крест стал отличительной особенностью Русской Православной Церкви, но не единственным признанным символом.
Поскольку историкам у нас не все верят, давайте посмотрим, что о четырехконечном латинском кресте есть в православной иконописи. Ниже икона греческого (православного) иконописца Михаила Дамаскина, XVI век, на иконе мы видим шесть латинских четырехконечных крестов:
В следующем примере два фрагмента оклада Мстиславово Евангелие (памятник древнерусской книжной культуры XII века). По центру Евангелие шестиконечный крест, а справа два изображения святых с находящимися в их руках латинскими четырехконечными крестами:
Ниже икона мученицы Татьяны, которая держит в руках прямой латинский крест. Икону эту можно увидеть в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге:
Православная культура в каждой стране развивалась самостоятельно. В нашей стране даже в регионах она имеет отличия, например, в древнерусской православной архитектуре можно выделить новгородскую, московскую и владимиро-суздальскую школы. Храмы школ отличаются и внешне, и венчающим купол крестом.
Например, у церкви Святого Георгия XII века (Ленинградская область, новгородские владения), крест на куполе четырёхконечный (возможно, византийский тип с расширениями на концах):
В Суздале и Владимире встречаются соборы практически с прямыми крестами, издалека они кажутся латинскими:
Еще пример, на фотографии утраченный храм «Спас-на-Водах» в Петербурге:
Ниже фотография креста на современной часовне, возведенной на месте разрушенного храма:
Следом еще один пример из самого центра Петербурга, Петропавловский собор:
Такой же крест на Софийском соборе в Киеве:
Восьмиконечный крест на куполах, вероятно, пошел с московской школы православной архитектуры и постепенно стал доминировать, но не являлся и не является единственным крестом-символом на куполах русских церквей.
Прямой латинский крест – самая простая форма христианского символа, его можно соорудить из сподручных материалов. Поэтому крест из двух палок или досок ставили на могиле православного русского воина, например, в Первую мировую:
Скептики могут возразить, что Россия всегда была многоконфессиональным государством и на фотографии может быть захоронение солдата католической веры, поэтому приведу еще примеры использования прямого креста с доказательством, что он православный. На двух фотографиях ниже латинские кресты, то, что они православные, подтверждают маленькие восьмиконечные крестики на больших крестах:
Еще пара фотографий с памятными крестами, поставленными в наше время:
Проблема невосприятия четырехконечного латинского креста, как православного, возникала и ранее. Если сегодня бытует мнение, что четырехконечный латинский крест является символом только католической веры, то в середине XIX века старообрядцы относились к нему крайне категорично, вот как об этой проблеме высказался Иоанн Кронштадтский в книге "О Кресте Христовом":
... они называют печатью антихристовою и мерзостию запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста (ибо только с течением времени вошло в обычай употреблять восьмиконечный крест), как будто по уничтожении двух поперечников — титла с подножием — крест уже перестает быть крестом и фигура о четырех концах никак не может быть названа им.
Вняли? Четырехконечный крест представляет собою истинную и употребительную форму креста! Далее:
Крест четвероконечный - есть форма истинная, все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов.
А вот и сам Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев), настоятель Андреевского собора в Кронштадте (утрачен в 1932 году). Обратите внимание на его крест:
О том, что латинский крест на груди Иоанна православный, говорит совсем другой признак – изображение Христа, распятие в православии и католицизме существенно отличаются. Ниже примеры католических нательных крестиков, которые, на первый взгляд, могут показаться православными:
Еще одна цитата о кресте, игумен Лука (Головков), наше время:
В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения.
Торжественное освящение Александровской колонны состоялось 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1834 года, службу провел митрополит Серафим (Глаголевский).
Вернемся к ангелу. У Монферрана в альбоме есть несколько зарисовок скульптур, которые предлагали установить на колонну. Среди них есть строго русско-православный вариант (слева):
Почему выбрали ангела с общехристианским крестом? Предположу, что такой скульптурой показали не только победу русской армии с божьей помощью, но и спасение всего христианского мира от Наполеона-антихриста (змий). Другой масштаб...
Продолжение темы крестов:
Еще про Александровскую колонну: