В своей книге "Исповедь экономического убийцы" Джон Перкинс затрагивает тему ослабления образовательных систем как часть стратегии экономического и политического контроля над развивающимися странами. Это делается через косвенные методы, которые в долгосрочной перспективе подрывают способность страны к самостоятельному развитию.
Автор указывает, что западные страны и корпорации часто продвигают свои образовательные программы в развивающихся странах. Эти программы:
- Не учитывают местные культурные и экономические реалии.
- Ориентированы на подготовку кадров для работы в иностранных компаниях, а не на развитие собственной экономики.
- Формируют элиту, которая лояльна к интересам внешних сил, а не к своей стране.
Таким образом, образование становится не инструментом развития, а механизмом создания зависимой элиты, которая обслуживает интересы глобальных корпораций.
Перкинс подчёркивает, что образовательные системы в развивающихся странах часто не соответствуют их реальным потребностям. Например:
- Вместо подготовки инженеров, агрономов или врачей, которые могли бы решать локальные проблемы, образование ориентируется на гуманитарные или управленческие специальности.
- Это приводит к тому, что страна продолжает зависеть от иностранных специалистов и технологий.
Ещё один аспект, который можно связать с «уничтожением образования», — это культурная колонизация. Западные образовательные программы часто навязывают свои ценности, стандарты и модели поведения, что приводит к:
- Потере национальной идентичности.
- Разрушению традиционных знаний и навыков.
- Формированию поколения, которое оторвано от реалий своей страны.
Перкинс делает акцент на том, что ослабление образовательной системы — это не мгновенный процесс, а долгосрочная стратегия. Её последствия проявляются через годы или даже десятилетия:
- Страна теряет способность к инновациям и самостоятельному развитию.
- Возникает «утечка мозгов», когда наиболее талантливые специалисты уезжают за границу.
- Общество становится более уязвимым к манипуляциям и внешнему влиянию.
Если хочешь разрушить страну, разрушь ее образование.
Эти слова, как никогда, актуальны для нашего времени. Именно через образование передаются знания, ценности и навыки, профессиональная этика, которые формируют настоящее и будущее общества.
Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования, подрожание чужому наносному, обесценивание учителей, отсутствие школ, книг, педагогического потенциала, разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации.
Но у нас ещё есть шанс всё изменить. Для этого нужно признать ошибки прошлого и настоящего, извлечь из них уроки и начать строить новую, сильную систему образования, приближенных к этнокультурным нравственным нормам воспитания здорового человека. Ведь только так мы сможем обеспечить достойное будущее для себя и следующих поколений.